----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Средневековая генуэзская крепость в Судаке


Храм с аркадой
важные архитектурные узлы здания

начало::окончание

Когда Солдайя была захвачена генуэзцами, строительство здания было временно прекращено. Через 7 лет после захвата города генуэзцы обратили недостроенное здание мечети в католическую церковь, оштукатурив стены внутри здания и покрыв их росписями с изображениями христианских святых. Над михрабом появилась латинская строительная надпись: «Во имя Христа, аминь. 1423 года, в четвёртый день января эту постройку велел сделать... консул Талано Кристиано Мондиано".

Позже, в другой статье, В. Юргевич предпринял попытку пересмотреть это прочтение надписи: "...пользуясь ныне лучшим освещением, я нашёл, что в первом прочтении было неверно... Надпись переводится: "Во имя Христа. Аминь. 1373 г. 4 января это здание повелел построить господин Г. Каталани. Христос, спаси». Полустёртая дата надписи определялась исследователями также по-разному: и 1373, и 1423, и 1473 годы. При столь значительных разночтениях надпись нуждается в дальнейшем изучении. Под надписью расположено два герба. Левый, с изображением трех башенного замка - герб генуэзской Каффы, а справа—герб с изображением львиной морды - герб рода Каталани.

Музей Судакская крепостьМузей Судакская крепость

Род Каталани северо-испанского происхождения. В 12 в. представители фамилии Каталани поселились в южной Франции, и после перемещения туда из Рима папского престола (т.н. Авиньонское пленение пап), они активно участвовали в миссионерской деятельности в странах Востока. В первой половине XIV в. один из представителей рода Каталани, францисканский монах Журден ди Северак ди Каталани был назначен Авиньонским папой епископом Индии. Представитель рода Каталани упомянутый в надписи на михрабе «храма с аркадой» был, очевидно, так же францисканским монахом, настоятелем монастыря который известен здесь по генуэзским письменным источникам. Здание, в котором находится музей, было, очевидно, храмом этого монастыря, располагавшегося до 1409 г. за пределами основной части города. Территория монастыря была обнесена каменной крепостной стеной, которую фланкировали с севера две башни.

Вызывает споры и фрагмент фрески, сохранившийся на западной пилястре (выступ в стене в виде части колонны) внутренней аркады здания. Этот фрагмент росписи обнажился в результате отслаивания штукатурки в 1958 году. На светло-сером фоне вырисовывается фигура в красноватом облачении с покрытой головой. По мнению О. Домбровского, это мужская фигура, изображающая святого с нимбом над головой. Однако не все специалисты согласны с этим мнением. Другие исследователи мечети полагают, что на фреске изображена женщина. В частности, искусствовед И. Ф. Троцкая считает, что это женский образ. Доказательством тому является, по её мнению, своеобразный капюшон или же платок на голове изображённого, который характерен только для женского образа. То есть, здесь изображена женская фигура с мафории (широком платке, покрывающем голову и плечи) и тунике.

Музей Судакская крепостьМузей Судакская крепость

--

Наиболее важные архитектурные узлы здания - своды, колонны, углы и наличники окон - выполнены из цельных, тщательно обработанных блоков. Капители колонн, наличники дверей и окон, сталактитовое навершие михраба украшены резным орнаментом. Орнамент интерьера чаще всего в литературе определяется как сельджукский, однако есть мнение, что его не следует обязательно связывать с пребыванием в Суроже турок-сельджуков в 20-е годы 13-го века. Этот стиль вообще характерен для архитектуры и орнаментики ряда средневековых памятников Крыма, которые по своему местоположению исключают присутствие там сельджуков. С. Хмельницкий полагает, что орнаментика мечети выдержана частично в стиле турецкой архитектуры 15-16-го веков, и частично - армянской, с неясной датировкой. Как бы то ни было, в орнаментах чувствуется местная традиция резьбы по камню.

После 1475 г. здание было вновь обращено в мечеть и известно в источниках как Падишах-Джами или Баязид-Джами. С 1778 по 1816 гг. здание служило православной гарнизонной часовней, некоторое время после того - лютеранской кирхой, а с 1883 г. - армяно-католическим храмом. С 1926 г. в «храме с аркадой» располагается историко-археологический музей. При исследовании М. А. Фронджуло оборонительной стены у юго-восточного угла мечети обнаружена площадка, которая была сооружена одновременно с мечетью. В кладке окаймляющих площадку стен найдены камни со следами фресок, аналогичные камням, имевшимся и в стенах мечети. Таким образом, оказалось, что первоначально мечеть стояла вообще за пределами городских стен, так как оборонительная стена крепости в это время шла от башни Коррадо Чикало к Консульской башне. Данный факт служит убедительным доказательством ошибочности предположения, что "здание построено генуэзцами".

Довольно подробный и, возможно, утомительный для некоторых читателей рассказ о мечети, её исследовании показывает, сколь многотруден и тернист путь археолога и историка. Как много усилий приходится прилагать учёным, чтобы объективно восстановить подлинную картину прошлого, избежать ошибок и, главное, не упорствовать в них, коль скоро прежние утверждения оказались заблуждением. Ныне в мечети размещается музейная экспозиция, в которой представлены материалы археологических раскопок и фотографии памятников Судакской крепости. Интересно сопоставить изображённые на фотографиях различные объекты крепости до и после реставрации. Вблизи мечети находится круглое в плане полуподвальное помещение. Яма, выложенная плитами, имела купольное перекрытие. По всей видимости, это был бассейн для хранения воды. В настоящее время яма засыпана грунтом.

начало::окончание

на верх страницы::Судакская крепость::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту


Крепость в Судаке: коротко о главном
Крепость в Судаке: карта-схема
Крепость в Судаке - только фото:
фото А :: фото Б :: фото В

История города Судака и крепости

Предпосылки возникновения
Рождение Сугдеи - Сурожа
Под властью Византии и хазар
Торговый Сурож и Русь
Сугдея становится Солдайей
Судак под властью Орды
И снова в Судаке итальянцы
Новые правители - генуэзцы

Строго по Уставу::01::02::03::04
Дело ди Гуаско::01::02::03::04::05
Просчёт банка св. Георгия::01::02
300 лет под властью турок
Ранние описания крепости::01::02::03
Внутри и вокруг крепостных стен
На руинах крепости::01::02::03

Экскурсия по Судакской крепости

Два яруса обороны и цитадель
Главные городские ворота
::01::02
Привратные башни и барбакан
Центральная площадь
Северо-западная стена
Портовая часть крепости
Водоснабжение жителей
Башня Паскуале Джудиче
Судак турецкого периода
Полукруглая башня и храм
Раннесредневековые стены
Раскопки хазарского периода
Башня Лучано ди Фиески
Башня Коррадо Чигала

Храм с аркадой::01::02
Восточный угол крепости
Консульский замок
Цитадель или замок св. Ильи
Дозорная (Девичья) башня
Храм на консолях
Переводы надписей

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.