|
Немецкая диаспора в КрымуПрародителями немецкого народа были многочисленные племена, заселившие в средние века территорию нынешней Германии: аллеманны, бавары, готы, маркоманы, неметы, саксы, франки, швабы и др. Считается, что к формированию немецкого этноса причастны также кельты, реты и даже славяне — славянские племена ободритов и вагров проживали на большой части территории Германии, сохранив там после себя не только следы материальной культуры, но и различные географические названия со славянскими корнями. Самоназвание немцев "дойч", происходит от индоевропейского слова "тута", что значит "народ". В некоторых странах даже сейчас немцев называют по-своему: англичане — германцами; французы, итальянцы и испанцы — аллеманнами; финны — саксами. Многие столетия Германия была феодально-раздробленной, и лишь в 1871 году была сформирована единая немецкая нация. Решающую роль в создании централизованного немецкого государства сыграло наиболее сильное в тот период Прусское королевство, легендарный канцлер которого Бисмарк считается идейным вдохновителем создания новой страны. Естественно, что Берлин — столица Пруссии — стала и столицей Германии. Бисмарк Отто Фон Шенхаузен (1815-98), первый рейхсканцлер Германской империи в 1871-90 г.г., практически осуществил объединение Германии из отдельных земель. Создал мощную армию на базе развития экономики страны, чем превратил Германию в одно из авторитетнейших государств Европы. Один из организаторов создания в 1882 году военно-политического Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия), который был направлен против Франции и России. За свои политические взгляды и стиль работы Бисмарк получил от современников прозвище "железный канцлер". Многие немцы в настоящее время расселились по разным странам мира. Наибольшее количество немцев-эмигрантов проживает в США — свыше 47 миллионов, из них только в штате Пенсильвания насчитывается 12 млн чел. Крупные общины немцев проживают в Бельгии, Дании, Франции, Италии, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии, Казахстане, Бразилии и других странах Латинской Америки, Намибии. Большая часть населения Австрии, Швейцарии, Лихтенштейна и Люксембурга разговаривает на немецком языке, но сейчас они себя не считают немцами, а австрийцами, швейцарцами, лихтенштейцами и люксембургцами. Немецкий язык относится к германской группе индоевропейской языковой семьи. Переселение немцев в Крым началось сразу же после присоединения полуострова к России — в конце XVIII века. Уже в 1805 году были официально зарегистрированы первые семь колоний: три в Симферопольском уезде, четыре — в Феодосийском. Близ Старого Крыма немецкие колонисты обосновались в Судаке, Гельбурне (ныне Приветное), Цюрихтале (ныне село Золотое Поле) и Герценберге (ныне село Пионерское Насыпновского сельсовета). И в последующие годы переезд немцев в Крым не прекратился: в 1865 году немецкое население компактно проживало в 45 населенных пунктах. Первую волну переселенцев составили жители различных земель Германии (Бавария, Баден, Бюртемберг, Нассау, Пфальц, Шнабия, Эльзас), а также из Австрии и Швейцарии. Второй этап переселения немцев — из Германии и северной части Таврической губернии — начался в 60-х годах XIX века. Первая всероссийская перепись населения, проводившаяся в 1897 году, зафиксирована в Крыму 31590 немцев, что составило 5,8% от общего числа жителей полуострова. В последующие годы численность немецкого населения постепенно увеличилась и к 1941 году составила 53000 человек. Старый Крым, окруженный немецкими колониями, наверняка, поддерживал со своими соседями активные хозяйственные связи — в качестве постоянного рынка сбыта. В какой-то период город был выбран частью колонистов местом постоянного проживания, что подтверждается результатами переписи населения 1926 года: в Старом Крыму зарегистрировано 63 немца, что составляло тогда 7,5% от всех жителей города. -- Основными видами деятельности крымских немцев были хлеборобство, садоводство и огородничество. Традиционными для каждой немецкой усадьбы были сад и огород; кроме того, в каждом дворе держали различный скот: лошадей, коров, волов, свиней, птицу. Некоторые колонии отдавали предпочтение иной специализации сельского хозяйства: жители Цюрихталя занимались выращиванием картофеля, колонисты Кроненталя (Симферопольский уезд) возделывали виноградные плантации. Традиционно высокий уровень промыслов и ремесел был перенесен немцами и в Крым, что позволяло им не только превратить их в доходный вид деятельности, но и сохранить на чужбине национальный дух и колорит. Особо славились немцы своими изделиями из дерева: самой различной мебелью, кухонными посудой и инвентарем, транспортными средствами, орудиями труда и т.п. Пользовалась немалым спросом и продукция немцев-кузнецов. Переселившись на крымские земли, немцы сохранили и свое вероисповедание — католицизм и протестантизм, имелись также меннониты и сепаратисты. В начале XX века преобладали евангелическо-лютеранские религиозные общины, которых в то время в Крыму насчитывалось 186. Меннониты — протестантская секта, основанная в первой половине XVI века в Нидерландах Менно Симонсом, от имени которого и получила свое название. Меннониты проповедуя смирение, отказ от насилия и верят во "второе пришествие Христа". Их количество — около 300 тысяч человек, основная масса которых проживает в США, Канаде, Нидерландах. Сепаратисты, или индепенденты (в переводе с английского — независимые или конгрегационалисты) — одно из направлений протестантизма, оформившееся в Англии в 80-90-х г.г. XVI века. Основателем этого религиозного течения считается Р. Браун, поэтому его приверженцы носят еще одно название — браунисты. Сепаратисты выступают за полную автономию и самоуправляемость каждой общины верующих (конгрегации), решительно отвергая всякую церковь, которая управляется государством. Общественно-политическая активность крымских немцев в дореволюционное время изучена недостаточно и ярких проявлений этой стороны жизни пока не имеется. А вот гражданская война вынудила немецких колонистов проявить свое отношение к революционным и военным событиям и разделила их, по мнению историков, на четыре группы. Первую группу составляли крупные землевладельцы, которые соблюдали нейтралитет. Они были заинтересованы в сохранении своей собственности, поэтому приняли политику непротивления установлению советской власти в Крыму и неучастия в вооруженной борьбе. Ко второй группе относят немцев — активных приверженцев советской власти, которые воевали в 1918 годах в рядах Первого Екатеринославского коммунистического кавалерийского полка. Были крымские немцы и в рядах Первого немецкого кавалерийского полка, входившего в состав армии Буденного, сражавшейся в 1919-20-х годах против Махно и Врангеля и др. Немцы, воевавшие в рядах белогвардейцев, образовали третью группу. Они входили в состав образованной в 1918-19 годах Егерской стрелковой бригады, подразделения Добровольческой армии. В 1920 году немецкий колонисты воевали, обороняя Крым, в составе нескольких подразделений: в отдельном немецком батальоне, в конно-партизанском отряде Гомайера, в рядах отдельного менонитского полка армии Врангеля и др. Четвертая группа — так называемые отряды самообороны. Эти отряды создавались в немецких колониях в целях защиты от нападения различных банд. Обучали военному делу немцев их земляки — германские инструкторы. Оккупировав в 1918 году Крым, германская военная администрация разделила районы компактного проживания немцев на участки, куда эти инструкторы и направлялись. Вскоре обученные и вооруженные отряды самообороны начали использоваться в боях против Красной Армии, но после ухода германских войск многие немцы эти отряды покинули. Оставшиеся добровольцы, основу которых составляли богатые немцы, продолжали воевать против Красной Армии, а в 1920 году вмести с остатками врангелевской армии они эмигрировали за границу. В самом начале Великой Отечественной войны, в августе-сентябре 1941 года, все немецкое население Крыма было депортировано: полуостров насильственно покинуло более 61 тысячи человек, из которых примерно 11 тысяч не являлись немцами — это были представители других национальностей, связанных с немцами семейными узами. Их перевезли в Ставрополье и Ростовскую область, но угроза оккупации этих регионов вынудила произвести вторичное переселение — в Сибирь и Казахстан. Вторая волна депортации произошла в 1944 году, после освобождения Крыма. В Омскую область было выслано еще 2300 немцев, каким-то образом избежавших переселения в начале войны. В годы войны все депортированные немцы в возрасте от 16 до 60 лет находились в так называемой трудовой армии. Жесточайшие условия жизни, сравнимые с концлагерными, привели к высокой смертности, которая на многих лагерных участках достигла 70%. Оставшиеся в живых немцы были привлечены к восстановлению народного хозяйства, в том числе на освободившихся от фашистов территориях. В послевоенные годы вышли Указы Президиума Верховного Совета СССР, снимавшие ограничения в правовом положении для немцев и их семей (13.12.1955 г.) и снимавшие все обвинения с немецкого народа (29.08.1964 г.). Но лишь Указ от 3.11.1972 г. позволил немцам массово переселяться в Крым. Перепись населения 1989 г. зарегистрировала в Крыму всего 3265 немцев — несопоставимая цифра с 53000 человек в начале 1941 года. Многие немцы не захотели покидать уже обжитые места, для других Крым не был притягателен, так как родились они уже после войны в местах депортации. Большей же части крымских немцев уже не было в живых. Экономические трудности, вызванные перестройкой и последовавшим за ней распадом СССР, стали основной причиной переселения крымских немцев в Германию. В 2001 году их на полуострове было зарегистрировано лишь 2,5 тысячи человек, и процесс переселения на историческую родину продолжается. Немцы, решившие жить в Крыму, организовали в 1993 году Республиканское объединение немцев "Видергебурт", а в местах компактного проживания было зарегистрировано 20 региональных и городских организаций этого общества. В 1995 году создается еще одно национальное объединение — Землячество депортированных немцев Крыма. Эти общественные объединения проводят работу по многим направлениям политической и культурной жизни: создаются культурные центры, при которых работают музыкальные и танцевальные коллективы; издаётся газета "Хоффнунг" ("Надежда") на немецком и русском языках; еженедельно выходят в эфир на крымском телевидении и радио национальные передачи; созданы и работают воскресные школы; организовано 5 немецких лютеранских евангелических общин; работу с верующими ведут 3 кирхи в Симферополе, Судаке и Ялте. Одной из главных задач общественных организаций является содействие возвращению депортированных немцев в Крым, для чего проводится разнообразная работа по возрождению и сохранению культурных и религиозных традиций этого народа. |
|
|