|
Община крымчаковЭтот немногочисленный народ сформировался в Крыму на основе древнееврейского местного населения с позднейшим включением тюркских и итальянских элементов. Сам же термин "крымчаки" — возник лишь в первой половине XIX века, чтобы обозначить местных евреев, исповедующих иудейскую религию ортодоксального толка. Эти тюркоязычные евреи резко отличались от остальных своих соплеменников — караимов и евреев, переселившихся в Крым после его присоединения к России. Особенностью крымчаков было признание авторитета Талмуда — сформировавшегося примерно к 500 году позднейшего добавления к Ветхому Завету. Поэтому крымчаков именуют еще евреями-талмудистами или евреями-раввинистами. Отличались они также и по целому ряду религиозных традиций и обрядов. В дальнейшем, во избежание возможной путаницы, давайте будем называть представителей этой еврейской общины крымчаками, хотя этот термин родился лишь в 19-ом веке и является достаточно условным. Первые письменные упоминания о евреях в Крыму относятся ко II-IV векам нашей эры. Археологические и эпиграфические находки дают основание отодвинуть появление их на еще более ранний период — второй-первый века до н.э., когда после войны Митридата Евпатора контакты между Боспором и евреями Малой Азии усилились. Антиеврейская политика Византийской церкви в V-VI вв. н.э. стала причиной массовой эмиграции в Крым евреев, проживающих в этой империи. Диаспора крымских евреев в VIII в. была такой многочисленной, что византийский хронист Феофан ставил ее на одно из первых мест по количественному составу на полуострове. Неоднократные антисемитские преследования византийских евреев со стороны властей и церкви в IХ-Х вв. тоже вынуждали этот гонимый народ искать убежище в Крыму, где хозяйничали в ту пору их единоверцы — хазары. В пору татарского владычества еврейские общины, уже тюркоязычгые, расширяют географию своего расселения на полуострове. Появляются крымчаки и в Солхате, где в 1278 году состоялась их дискуссия с караимами на еврейско-календарную тему. С Солхатом связана жизнь еврейского религиозного теоретика Авраама Кьырымы (т.е. из города Крыма), написавшего в XIV веке знаменитый трактат "Сефат-а-эмет" ("Язый истины"). В 1506 г. в Солхат попал в качестве раба-пленника Моше бен Яаков, ставший впоследствии известнейшим европейским каббалистом. Из татарского плена его совместно выкупили раббанистская (крымчакская) и караимская общины. Остаток своей жизни Моше бен Яаков посвятил объединению крымчакских общин Крыма. -- Есть основания полагать, что одновременно с Солхатом крымчаки обосновали свою общину и в соседней Кафе. Ведь в 1309 году там уже была построена одна из древнейших на территории бывшего СССР синагога, считавшаяся великолепным архитектурным творением. Через два столетия, в 1516 году, синагога возводится и в Карасубазаре (Белогорске), ставшем вместе с Солхатом и Кафой центром крымчаков в Крыму. Большое количество евреев из других стран мира прибывают в Крым, особенно в Кафу, вскоре после завоевания полуострова Османской Турцией. Большинство из них исповедовали талмудический иудаизм. По фамилиям современных крымчаков можно выяснить географические корни их предков: Берманы, Ашкенази, Лурье — переселенцы из Европы и России; Пиастро, Ломброзо, Чапичев — эмигранты из Италии и Испании; Гурджи и Токатлы — из Кавказа; Измирли и Мизрахи — из Персии. Все эти разнородные и разноязычные общины, нередко соперничающие между собой и использующие различные молитвенные ритуалы сливаются в единое целое в XVII-XVIII веках. Важным объединяющим фактором явился переход всех еврейских общин от их родных языков к разговорному крымчакскому диалекту крымскотатарского языка. У своих соседей-татар крымчаки заимствовали также одежду, повседневные обычаи. Культурно-бытовыми рамками эти заимствования и ограничиваются. Религии своей крымчаки не изменяют, для богослужений, деловой переписки, написания научных и теософских трудов по-прежнему пользуется древнееврейский язык — иврит. Семейная жизнь крымчаков строилась на строгом соблюдений иудаистских правил. Только по сговору родителей заключались браки, на основе брачных договоров, где перечислялись обязанности будущих супругов вплоть до самой смерти. Разводы в крымчакских семьях практически отсутствовали. Перепись 1897 года, зафиксировавшая крымчаков как отдельный этнос, указала их численность — 3466 человек. В 1912 году в России их проживает около 8 тысяч, перед Великой Отечественной войной — около десяти тысяч. Удивительный факт — лишь в советское время крымчаки стали постепенно осваивать русский язык, а за сто лет до этого ни один человек государственным языком не владел! Об этом свидетельствуют сами крымчаки, составляя петицию к царю Александру I в 1818 году, которую по их просьбе, составил караим Авраам Фиркович. Наверное, эта добровольная языковая самоизоляция была одной из важных причин социально-культурного упадка крымчакской общины, наблюдаемого в 19-ом веке. В ходе последней войны гитлеровские нацисты уничтожили в Крыму около 80% крымчаков. После этого удара крымчакская община так и не смогла оправиться. После войны в Крыму осталось лишь около 800 крымчаков. В последние годы многие крымчаки и караимы выехали в Израиль, где закон о репатриации предоставил им ряд льгот. Сейчас в Крыму проживает всего лишь 204 крымчака. |
|
|