Старый Крым на портале Киммерия


----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

История города Старый Крым


Община крымчаков

Этот немногочисленный народ сформировался в Крыму на основе древнееврейского местного населения с позднейшим включением тюркских и итальянских элементов. Сам же термин "крымчаки" — возник лишь в первой половине XIX века, чтобы обозначить местных евреев, исповедующих иудейскую религию ортодоксального толка.

Эти тюркоязычные евреи резко отличались от остальных своих соплеменников — караимов и евреев, переселившихся в Крым после его присоединения к России. Особенностью крымчаков было признание авторитета Талмуда — сформировавшегося примерно к 500 году позднейшего добавления к Ветхому Завету. Поэтому крымчаков именуют еще евреями-талмудистами или евреями-раввинистами. Отличались они также и по целому ряду религиозных традиций и обрядов. В дальнейшем, во избежание возможной путаницы, давайте будем называть представителей этой еврейской общины крымчаками, хотя этот термин родился лишь в 19-ом веке и является достаточно условным.

Первые письменные упоминания о евреях в Крыму относятся ко II-IV векам нашей эры. Археологические и эпиграфические находки дают основание отодвинуть появление их на еще более ранний период — второй-первый века до н.э., когда после войны Митридата Евпатора контакты между Боспором и евреями Малой Азии усилились.

Антиеврейская политика Византийской церкви в V-VI вв. н.э. стала причиной массовой эмиграции в Крым евреев, проживающих в этой империи. Диаспора крымских евреев в VIII в. была такой многочисленной, что византийский хронист Феофан ставил ее на одно из первых мест по количественному составу на полуострове. Неоднократные антисемитские преследования византийских евреев со стороны властей и церкви в IХ-Х вв. тоже вынуждали этот гонимый народ искать убежище в Крыму, где хозяйничали в ту пору их единоверцы — хазары.

В пору татарского владычества еврейские общины, уже тюркоязычгые, расширяют географию своего расселения на полуострове. Появляются крымчаки и в Солхате, где в 1278 году состоялась их дискуссия с караимами на еврейско-календарную тему. С Солхатом связана жизнь еврейского религиозного теоретика Авраама Кьырымы (т.е. из города Крыма), написавшего в XIV веке знаменитый трактат "Сефат-а-эмет" ("Язый истины"). В 1506 г. в Солхат попал в качестве раба-пленника Моше бен Яаков, ставший впоследствии известнейшим европейским каббалистом. Из татарского плена его совместно выкупили раббанистская (крымчакская) и караимская общины. Остаток своей жизни Моше бен Яаков посвятил объединению крымчакских общин Крыма.

--

Есть основания полагать, что одновременно с Солхатом крымчаки обосновали свою общину и в соседней Кафе. Ведь в 1309 году там уже была построена одна из древнейших на территории бывшего СССР синагога, считавшаяся великолепным архитектурным творением.

Через два столетия, в 1516 году, синагога возводится и в Карасубазаре (Белогорске), ставшем вместе с Солхатом и Кафой центром крымчаков в Крыму.

Большое количество евреев из других стран мира прибывают в Крым, особенно в Кафу, вскоре после завоевания полуострова Османской Турцией. Большинство из них исповедовали талмудический иудаизм.

По фамилиям современных крымчаков можно выяснить географические корни их предков: Берманы, Ашкенази, Лурье — переселенцы из Европы и России; Пиастро, Ломброзо, Чапичев — эмигранты из Италии и Испании; Гурджи и Токатлы — из Кавказа; Измирли и Мизрахи — из Персии. Все эти разнородные и разноязычные общины, нередко соперничающие между собой и использующие различные молитвенные ритуалы сливаются в единое целое в XVII-XVIII веках. Важным объединяющим фактором явился переход всех еврейских общин от их родных языков к разговорному крымчакскому диалекту крымскотатарского языка. У своих соседей-татар крымчаки заимствовали также одежду, повседневные обычаи. Культурно-бытовыми рамками эти заимствования и ограничиваются. Религии своей крымчаки не изменяют, для богослужений, деловой переписки, написания научных и теософских трудов по-прежнему пользуется древнееврейский язык — иврит.

Семейная жизнь крымчаков строилась на строгом соблюдений иудаистских правил. Только по сговору родителей заключались браки, на основе брачных договоров, где перечислялись обязанности будущих супругов вплоть до самой смерти. Разводы в крымчакских семьях практически отсутствовали.

Перепись 1897 года, зафиксировавшая крымчаков как отдельный этнос, указала их численность — 3466 человек. В 1912 году в России их проживает около 8 тысяч, перед Великой Отечественной войной — около десяти тысяч. Удивительный факт — лишь в советское время крымчаки стали постепенно осваивать русский язык, а за сто лет до этого ни один человек государственным языком не владел! Об этом свидетельствуют сами крымчаки, составляя петицию к царю Александру I в 1818 году, которую по их просьбе, составил караим Авраам Фиркович. Наверное, эта добровольная языковая самоизоляция была одной из важных причин социально-культурного упадка крымчакской общины, наблюдаемого в 19-ом веке.

В ходе последней войны гитлеровские нацисты уничтожили в Крыму около 80% крымчаков. После этого удара крымчакская община так и не смогла оправиться. После войны в Крыму осталось лишь около 800 крымчаков. В последние годы многие крымчаки и караимы выехали в Израиль, где закон о репатриации предоставил им ряд льгот. Сейчас в Крыму проживает всего лишь 204 крымчака.

назад::далее::содержание

на верх страницы::Старый Крым::на главную


Поиск по сайту


Старый Крым: коротко о главном
Старый Крым: схема туриста

Старый Крым - город-курорт

Природные условия и климат
Легенды Гриновской тропы
Горные и лесные массивы
Санаторий "Старый Крым"

Старый Крым - старинный город

История города Старый Крым
Двадцать две версии имени
Солхат :: Крым :: Левкополь

Старый Крым - город музеев

Музейный комплекс города
Литературно-художественный
Дом-музей А. С. Грина
Дом-музей К. Паустовского
Музей культуры и быта татар
Музей истории и краеведения
Музей школы-гимназии №1

Памятные места Старого Крыма

Мемориальный комплекс
Средневековая церковь
Мечеть султана Бейбарса
Мечеть Узбека и медресе
Мечеть Куршум-Джами
Развалины караван-сарая
Источник св. Пантелеймона
Старокрымское кладбище, в т.ч.
---могила Александра Грина
---могила Юлии Друниной

В окрестностях Старого Крыма

Монастырь Сурб-Хач, в т.ч.
---история создания обители
---об отцах-основателях
---монастырская трапезная
---духовность и просвещение
---закат славы монастыря
---восстановление обители
---современное состояние
---будущее монастыря

Монастырь Сурб-Степанос, в т.ч.
---возвращение имени
---в густой тени соседа

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.