Старый Крым на портале Киммерия


----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

История города Старый Крым


Старый Крым: в конце 18-го - начале 19-го века

Для жителей Крыма наступил долгожданный мирный период. Князь Потемкин решил радикально преобразовать экономику полуострова. По его инициативе в Крым завезли субтропические растения, выписали Европы лучшие виноградные лозы. В Крыму высаживались миндальные, ореховые, инжирные, лимонные деревья. Князь мечтал о развитии в регионе шелководства, а Старый Крым хотел превратить в центр этого вида экономики. Был для этой цели найден и специалист — уроженец Милана, гражданин Парма. По особому контракту этот Парма должен был «употребить всевозможное старание и прилежность к приведению шелководства, буде уже есть тутовые деревья, в течение десяти лет, буде оных нет, то в пятнадцать лет в самое лучшее совершенство и, на конец, довести сие шелководство до такой степени, чтобы оно было в Тавриде столь же общественно и прибыльно, как в Италии». Под тутовые деревья в Старом Крыму и его окрестностях отвели 1850 десятин хорошей земли.

Для обустройства плантаций, садов и парков Потемкин переселил в Крым более 15 тысяч крестьян, использовал для этих целей расквартированных на полуострове солдат, живущих здесь инвалидов и крепостных. Для руководства этими работами князь нанимал известных иностранных специалистов: кроме упоминаемого итальянца Пармы, в Крым прибыли англичанин В. Гульда, француз И. Банка, венгр Бимболазар и другие.

К сожалению, в 1791 году князь Григорий Потемкин умирает, не успев претворить в жизнь свои грандиозные замыслы. Человека, способного продолжить все начинания этого выдающегося организатора, не нашлось, поэтому многие сельскохозяйственные начинания успеха не имели. Заглохло в Старом Крыму шелководство, хотя было посажено много шелковичных деревьев для разведения тутового шелкопряда; не прижились на старокрымской земле венгерские сорта винограда. Погибли лимонные деревья. Подошли крымская земля и местный климат для грецких орехов, миндаля и табака, которые прижились, и начали давать хороший урожай. Те первые годы аграрных экспериментов помнят громадные ореховые деревья, растущие и сейчас на южной окраине города, за стадионом, возле реки Чурук-Су. Они были посажены первыми русскими переселенцами и до сих пор приносят хороший урожай крупных плодов.

Сельхознеудачи оставили без работы и средств к существованию почти всех русских и армянских переселенцев. Вскоре они вынуждены эмигрировать из Старого Крыма. Перепись 1805 года зафиксировала в нём всего 114 жителей, из них 89 крымских татар и 25 цыган. Значительному снижению количества населения в городе способствовала и массовая эмиграция крымских татар в Турцию, хотя царское правительство предпринимало ряд мероприятий для ограничения этой эмиграции, понимая роль татарского населения во многих сферах жизни полуострова. Крымско-татарский народ получил ряд привилегий и льгот, о которых другие народы России не могли и мечтать: в 1786 году татары освобождались от рекрутской повинности и военного постоя; чуть позже, в начале XIX века, была подтверждена личная свобода крестьян-татар; постановление 1827 года давало крымским татарам право собственности на движимое и недвижимое имущество.

Народ за собой всегда ведут лидеры нации, поэтому российское правительство в первую очередь предоставило привилегии светской и духовной знати крымских татар. Уже 22 февраля 1784 года крымскотатарская знать в своих правах приравнивалась к российскому дворянству. Желая расположить к себе и мусульманское духовенство Крыма, новые хозяева навсегда освободили их от уплаты налогов.

Однако все эти меры не принесли желаемых результатов, и многие крымские татары эмигрировали в Турцию. Понять причины смены места жительства можно: будучи хозяевами Крыма, татары доминировали во всех сферах жизни — экономической, политической, духовной. Присоединение полуострова к России лишало крымских татар — естественно, в первую очередь, их знать — лидирующих позиций и связанных с этим привилегий. Сыграли свою роль и многовековые связи крымских татар с Турцией, особенно их религиозно-культурное родство.

--

Массовый отъезд крымских татар в Турцию негативно сказался не только на экономике полуострова, но и на демографической ситуации в регионе: и сельское, и городское население Крыма резко сократилось. Не стал исключением в этом плане и Старый Крым. Экс-столица золотоордынской области, бывшая когда-то многотысячным и разно национальным городом, очутилась на грани вымирания.

После завершения русско-турецкой войны 1787-1791 годов в Крым начали возвращаться мигрировавшие ранее в Османскую империю армяне, а также их соплеменники из Нового Нахичевана. Грамота императора Павла I от 28 октября 1799 года предоставляла им разные льготы в освоении крымских земель. На основании этой грамоты армянская община Старого Крыма получила разрешение восстанавливать старые и строить новые церкви, свободно исповедовать свою веру. В 1808 году начала работать Старокрымская армянская  городская ратуша, функционировавшая до 1870 года и являвшаяся органом местного самоуправления этой нации. Эти меры позволили сформировать новую армянскую общину в городе.

В начале XIX века в Крым начали переселяться болгары, вынужденные бежать со своей родины после разгула турецкого насилия. В 1803-1804 годах они организовали в Феодосийском уезде две своих колонии: Булгарщина в Старом Крыму и Кишлав (ныне село Курское Белогорского района). Последующие две волны болгарского переселения в Крым увеличили численность этого народа в Старом Крыму и на всем полуострове.

Постепенно в городе появляются представители других наций, формируя его новый этнический состав. Старый Крым медленно расстраивается и в середине XIX века в нем насчитывается 217 жилых домов, 2 постоялых двора, питейное и кофейное заведения, баня. В городе той поры было 10 улиц и переулков, совершенно не благоустроенных и не освещаемых. Единственным коммунальный удобством был водопровод, да и тот снабжал водой только жителей центральной части города, живших вдоль главной улицы, названной в честь самой высокопоставленной гостьи за всю историю Старого Крыма, — Екатерининской. Четыре имеющихся в городе колодца обеспечивали водой остальных жителей.

назад::далее::содержание

на верх страницы::Старый Крым::на главную


Поиск по сайту


Старый Крым: коротко о главном
Старый Крым: схема туриста

Старый Крым - город-курорт

Природные условия и климат
Легенды Гриновской тропы
Горные и лесные массивы
Санаторий "Старый Крым"

Старый Крым - старинный город

История города Старый Крым
Двадцать две версии имени
Солхат :: Крым :: Левкополь

Старый Крым - город музеев

Музейный комплекс города
Литературно-художественный
Дом-музей А. С. Грина
Дом-музей К. Паустовского
Музей культуры и быта татар
Музей истории и краеведения
Музей школы-гимназии №1

Памятные места Старого Крыма

Мемориальный комплекс
Средневековая церковь
Мечеть султана Бейбарса
Мечеть Узбека и медресе
Мечеть Куршум-Джами
Развалины караван-сарая
Источник св. Пантелеймона
Старокрымское кладбище, в т.ч.
---могила Александра Грина
---могила Юлии Друниной

В окрестностях Старого Крыма

Монастырь Сурб-Хач, в т.ч.
---история создания обители
---об отцах-основателях
---монастырская трапезная
---духовность и просвещение
---закат славы монастыря
---восстановление обители
---современное состояние
---будущее монастыря

Монастырь Сурб-Степанос, в т.ч.
---возвращение имени
---в густой тени соседа

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.