Старый Крым на портале Киммерия


----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

История города Старый Крым


Расцвет Солхата

В 1266 году новым хозяином Солхата становится татарский князь Оран-Тимур, племянник очередного властителя Золотой Орды Мангу-хана, сменившего на татарском престоле умершего хана Берке. В это время Солхат уже был столицей, что подтверждают данные нумизматики. Монеты, как правило, чеканились в столицах. Самая ранняя из известных «римских монет, находящихся сейчас в собрании Эрмитажа, относится к 665 году Хиджры, что соответствует 1266 году христианского летоисчисления. Хиджра (в переводе с арабского — «переселение») — переселение Мухаммеда и его приверженцев в 622 году из Мекки в Медину.

Переселение было вызвано преследованием будущего пророка в Мекке, неверием большинства жителей этого города в великую миссию Мухаммеда. В Медине его проповеди были услышаны и вскоре, заручившись поддержкой мединцев, Мухаммед снова возвращается в Мекку, чтобы очистить самое святое место арабов, Каабу, от идолов и превратить ее в мечеть Аллаха. При халифе Омаре (634-644) год Хиджры объявлен началом мусульманского летоисчисления. Исходным для него принято 1-е число 1-го месяца (Мухаррама), что соответствует 16 июля 622 года по григорианскому календарю.

Археологами в Старом Крыму находились монеты и более раннего чекана — 652 года Хиджры или 1254 года по европейскому календарю, но место чекана читается плохо. На других монетах картина обратная: отчетливо читается место изготовления монеты — «в городе Крым», но отсутствует дата чекана. Есть все основания считать, что солхатский монетный двор начинает свою деятельность одновременно, или чуть позже, с наделением города полномочиями краевой столицы. Это произошло в начале второй половины 13-го века. Именно с этого времени и начинается период наивысшего расцвета Старого Крыма, его золотой век, которым по праву гордятся сейчас жители этого неординарного города.

Постепенно город начинает расширяться, в нем строятся здания, самого различного назначения, чему обязывал не только статус административного центра полуострова, но и то обстоятельство, что Солхат стал важным, узловым пунктом международной торговли. Вскоре о Солхате начинают говорить уже с уважением. Упоминаемый выше знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута в 1332 году посетил шесть городов европейской части Золотой Орды и характеризует увиденный им Солхат как «город большой и красивый». Ему вторит арабский географ Умар ибн ал Варди: «Солхат — большой город, где имеются базары, мечети, гостиницы, бани». Некоторые из этих сооружений, в большинстве своем культового назначения, сохранились до наших дней. Появление этих памятников связано с тем, что в Крым начала проникать новая религия — ислам.

Ислам (в переводе с арабского — «покорность») — одна из трех мировых (наряду с буддизмом и христианством) религий, самая молодая из них. Ислам возник в 12 веке на территории Саудовской Аравии, где находятся самые святые места мусульман — Мекка и Медина. Главным проповедником этой религии считается последний и величайший среди всех пророков Аллаха Мухаммед.

Мусульмане считают, что ислам имеет Божественное происхождение и отрицают по этой причине утверждения, что пророк Мухаммед является основоположником их религии. Количество приверженцев ислама насчитывает около 1,2 млрд., человек по всему миру, большинство же мусульман живет в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. В исламе существует два основных направления: суннизм и шиизм. 90% мусульман — сунниты. Основное разногласие между этими двумя направлениями — в правопреемственности тех, кто сменил Мухаммеда после его смерти.

--

Целенаправленно внедрением этой религии в Золотой Орде, в том числе и в Крыму, занимались миссионеры-арабы. Ислам пропагандировали послы египетских султанов, дружба с которыми была выгодна Золотой Орде. Купцы, ремесленники, художники, строители из уже мусульманских Бухары, Ургенча, Булгара, чьи товары и творчество были востребованы в Золотой Орде, прямо или косвенно способствовали распространению новой религии. До этого татары были язычниками, а степняки Золотой Орды поклонялись идолам, солнцу, луне и разным стихийным силам природы вплоть до 15 века. На их же исторической родине, в Монголии, в это время наиболее распространенной религией был буддизм. Убежденным последователем этой веры, по словам Марко Поло, был сам правитель Монгольской империи хан Хубилай (1215-1294).

В Крыму же ислам довольно быстро стал находить своих новых приверженцев среди татарского населения, а столица полуострова, Солхат, вскоре становится одним из важнейших центров новой религии в Золотой Орде: мечетей, дервишских монастырей, религиозных школ-медресе и в городе становится все больше. Экспедиция Государственного Эрмитажа, и сейчас исследующая средневековые памятники Старого Крыма, выявила интересную закономерность: большинство мечетей в городе построено вдоль торгового тракта Солдайя — Кафа, что дает основание полагать, что именно эта дорога была для Солхата градообразующей: город разрастался вдоль и вокруг этой главной для него магистрали.

В Солхате ислам прочно утвердился еще до того, как стал государственной религией Золотой орды. Именно отсюда и началось массовое распространение этой веры — сначала на север, а затем и на восток. И уже в правление хана Узбека ислам становится доминирующей религией Золотой Орды - хотя кочевые степные татары ещё длительное время оставались язычниками.

Некоторая часть татарского населения Крыма, вовлеченная в торговую жизнь приморских городов, сделала свой выбор в пользу христианства. Уже в 1270-х годах в греческой летописи Сугдаи (так греки в то время называли Судак) упоминаются татары-христиане. В других же местах, где завоеватели полуострова составляли большинство, ислам не знал конкуренции.

Новая религия способствовала росту и возвышению Солхата. Строительство культовых сооружений требовало немалого количества рабочих рук. Естественно, что новые жители нуждались и в коммунально-бытовом обустройстве. Город быстро расширялся, хорошел, приобретал типичный лоск, и уже в конце 13-го века он вполне соответствовал своему административному предназначению. Резиденция ханского наместника на полуострове теперь уже окружена укреплениями, в городе чеканится монета золотоордынских ханов.

назад::далее::содержание

на верх страницы::Старый Крым::на главную


Поиск по сайту


Старый Крым: коротко о главном
Старый Крым: схема туриста

Старый Крым - город-курорт

Природные условия и климат
Легенды Гриновской тропы
Горные и лесные массивы
Санаторий "Старый Крым"

Старый Крым - старинный город

История города Старый Крым
Двадцать две версии имени
Солхат :: Крым :: Левкополь

Старый Крым - город музеев

Музейный комплекс города
Литературно-художественный
Дом-музей А. С. Грина
Дом-музей К. Паустовского
Музей культуры и быта татар
Музей истории и краеведения
Музей школы-гимназии №1

Памятные места Старого Крыма

Мемориальный комплекс
Средневековая церковь
Мечеть султана Бейбарса
Мечеть Узбека и медресе
Мечеть Куршум-Джами
Развалины караван-сарая
Источник св. Пантелеймона
Старокрымское кладбище, в т.ч.
---могила Александра Грина
---могила Юлии Друниной

В окрестностях Старого Крыма

Монастырь Сурб-Хач, в т.ч.
---история создания обители
---об отцах-основателях
---монастырская трапезная
---духовность и просвещение
---закат славы монастыря
---восстановление обители
---современное состояние
---будущее монастыря

Монастырь Сурб-Степанос, в т.ч.
---возвращение имени
---в густой тени соседа

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.