|
ГрушаОливье де Серр, слывший отцом сельского хозяйства во Франции, говорил, что плодовый сад без груши не достоин своего названия. А как обеднели крымские леса без кизила, черешен, яблонь, груш! Надо сказать, что плодовые деревья в лесах у всех народов считались неприкосновенными, и разве что у отпетого негодяя поднималась рука на них, да и то делалось это втайне, потому что в противном случае людской неприязни и презрения было не миновать. У ингушей и чеченцев груша спокон веков дерево священное. В том случае, если было необходимо подчистую вырубить лес под пашню, грушу-дичку обходили, не трогали. Именно поэтому там до сих пор можно увидеть вековые дикие груши, растущие посреди открытых пространств, на месте бывших крестьянских полей. Надо сказать, что и в Крыму, даже при усиленном истреблении леса в прошлом, не рубили орешника, кизила, яблонь, груш, а, напротив, при каждом удобном случае прививали на дикие плодовые культурные сорта. Г. В. Воинов, обследовавший крымские леса в начале нашего века (имеется ввиду век 20-й, прим. сост.), высоко в горах видел великолепные сорта груш, привитые некогда на лохолистную грушу. Такие же груши есть и на Кара-Даге. Греки и римляне почитали грушевые деревья. Упоминание о них можно найти в античной литературе (в "Одиссее" Гомера, в произведениях Варрона и Колумеллы). Фрески с изображением плодов яблонь и груш украшали стены дворцов господствующей знати в Помпее и Геркулануме. Упоминается груша и в былинах, летописях, рукописных фольклорных сборниках. Для наших предков цветущие луга, травы, увешанные плодами деревья - олицетворение расцвета, счастья, достатка. Растения славились во многих бытовых, обрядовых, величальных песнях. Их пели на деревенских посиделках, в праздничных хороводах, и часто залихватская припевка "Грушица, грушица, зелёная моя!" сменялась степенной песней о том же полюбившемся народу дереве. Единодушное почитание груши многими народами мира объясняется не только и не столько её красотой, как той существенной и многогранной пользой, которую на протяжении многих веков человек извлекал из этого растения. Археологические раскопки в Крыму показали, что греки и римляне, жившие здесь, вырубали в скалах каменные давильни не только для винограда, но и для диких плодов, сок которых выпаривали для получения яблочного и грушевого сиропа. В средневековом княжестве Феодоро такие сиропы заменяли сахар. Квашение фруктов практиковалось как надёжный способ заготовок впрок. В 16-ом веке неведомый нам гурман наказывал своей хозяюшке: "А яблоки и груши и вишни, ягоды то было б в рассоле...". На Кавказе дикие груши высушивали и перемалывали в муку, которую смешивали с кукурузной и ячменной. Смесь эту использовали для выпечки особо вкусных, с характерным грушевым ароматом лепёшек. В настоящее время из плодов диких груш пищевая промышленность готовит грушевый уксус и грушевую горчицу, вина, квас, начинку для конфет, сидры, желе, водку, лимонад, компоты. Сухие, богатые жиром семена используются для получения кофейного напитка. В свежем виде плоды дикой груши тоже вполне съедобны. Поздней осенью их собирают, раскатывают на холстах в одни слой и дают вылежаться до побурения. После этого они становятся сочнее, слаже и ароматнее. В таком чуть подвяленном виде груши хороши и для варки повидла, джемов, фруктовых пюре. А вот варенье варят из жёлтых, не потерявших твёрдости плодов: они в сиропе почти не развариваются. -- . |
|
|