|
|
Дом-музей М. А. Волошина |
Пойми простой урок моей земли: Как Греция и Генуя прошли, Так минет всё - Европа и Россия. Гражданских смут горючая стихия Развеется... Расставит новый век В житейских заводях иные мрежи... Ветшают дни, проходит человек, Но небо и земля - извечно те же. Поэтому живи текущим днём. |
Эти строчки, которыми завершается стихотворение "Дом Поэта", мы по праву можем считать также и поэтическим завещанием Максимилиана Александровича Волошина. В письме к В. В. Вересаеву в 1923 году Волошин писал, что он "чувствует необходимость как-нибудь легально закрепить за собой право устройства у себя в доме бесплатного "дома отдыха".
--
Я не хочу никаких субсидий, никакой помощи, - продолжал он, - а только официального права устройства "художественной колонии". "Художественная колония" на базе волошинского Дома Поэта де факто существовала уже давно, но в новых социальных условиях, с регулярными попытками местных властей экспроприировать дом, поэту пришлось обратиться к своим столичным друзьям за содействием.
В конце июля 1922 года он получил охранную грамоту от Крымсовнархоза, а в марте 1924 года ему выдали удостоверение от наркома просвещения А. В. Луначарского, разрешавшее создание в Коктебеле бесплатного дома отдыха писателей. "Максимилиан Волошин, - говорится в нём, - с полного одобрения Наркомпроса РСФСР устроил в Коктебеле в принадлежащем ему доме бесплатный дом отдыха для писателей, художников, учёных и при нём литературно-живописную мастерскую. Наркомпрос РСФСР считает это учреждение чрезвычайно полезным, просит все военные и пограничные власти оказывать в этом деле М. Волошину всяческое содействие".
В 1920-е годы, в условиях, когда старые литературные школы были объявлены новой властью буржуазными и чуждыми пролетариату, Дом Поэта с его особо насыщенной интеллектуальной и духовной атмосферой, блестящей библиотекой по литературе и искусству, а также живым и творческим общением сыграл большую роль в становлении новых поколений писателей и поэтов. В многочисленных литературных диспутах и спорах о литературном творчестве, поэтических состязаниях и конкурсах совершенствовались творческая мысль, взгляды на эстетику и искусство, воспитанные на лучших традициях русской и западноевропейской культур. Дом Поэта как бы передавал литературно-художественную эстафету от уходящей литературной эпохи эпохе грядущей.
В 1923 году у Волошина побывало около шестидесяти человек, в том числе К. И. Чуковский, Е. И. Замятин, М. М. Шкапская, И. М. Майский. В 1924 году сюда впервые приехали Андрей Белый и Валерию Брюсов. Брюсов написал в Коктебеле одно из последних своих произведений, оно было посвящено Волошину. Коктебель и личность его поэтического "первооткрывателя" - Максимилиана Волошина - нашли отражение в романе Леонида Леонова "Дорога на океан". Молодой писатель Юрий Слёзкин в Коктебеле писал роман "Разными глазами", в одном из героев которого нетрудно узнать самого Волошина.
Поиск по сайту |
|