| |
Курортный посёлок Коктебель |
История Коктебеля на перекрёстке культурначало::02::03::окончание Заметный вклад в историю и культуру Крымского полуострова внёс армянский народ. В армянской рукописи 17-го века сказано: "В то время (в 15-ом веке, прим. авт.) усилились мы и умножились и построили сёла и округа; князья и знатные люди, начиная от Карасубазара до Сурката и Феодосии, горы и равнины заполнили церквами и монастырями. И построили мы сто тысяч домов и тысячу церквей и от страха перед гуннами крепостные стены в городе Феодосия". Действительно в районе между Белогорском, Феодосией и Судаком армяне проживали в таком количестве, что в средневековой литературе юго-восточное побережье Крыма называлось "Приморская Армения". До нашего времени сохранились замечательные памятники средневекового армянского зодчества. Остатки одного из храмов можно увидеть на Кара-Даге, у подножия Сююрю-Кая. Ещё в середине 20-го века здесь сохранялись руины высоких стен. Большой интерес у путешественников прошлого вызывали армянские надписи на каменных плитах. Архимандрит Минас Медичи (Бжишкян), армянский филолог, историк, музыковед и педагог, издавший в 1830 году в Венеции книгу "Путешествие в Польшу и другие места, обитаемые армянами, выходцами из древнего столичного города Ани", оставил свидетельство о существовании таких надписей: "В Коктебельской долине, недалеко от Феодосии, жили тоже армяне. Там видны следы монастыря; стены церкви уцелели, также алтарь во имя святого Стефана. Есть надпись на камне полустёртая: "Первого соорудителя храма сего Аведик-вардабеда... помяните во Христе". При этом другая надпись: "Последнего возобновителя храма сего Стефана-вардабеда, монаха Эндир, господина Эндрика, господина Луку, достойных помяните во Христе, лета 850 (1400 по Р. Х.)". О том же писал исследователь крымских древностей П. И. Кеппен (1837 год): "Церкви армянские, коих остатки видны на восточной оконечности Южного берега, близ Двуякорной батареи и на скате горы Карадага, доказывают, что армяне, созидавшие храмы, были или достаточнее, или более щедры, нежели греки... Как в карадагской армянской церкви, так и при двуякорной батарее, я видел армянские надписи, изсечённые в стене подле алтаря". В 13-15 веках на побережье Чёрного моря активно действовали венецианские и генуэзские торговые фактории. На старинных генуэзских картах между Каффой и Солдайей обозначены поселения Поссидима, Каллитра, Меганом. Крымский исследователь А. Л. Бертье-Делагард в начале 20-го века писал об этом периоде истории Коктебеля: "Далее к востоку (от Отуз. - прим. сост.) Десимони назвал ещё - Пефидиму или Поссидиму, теперь здесь нет деревни; в этом морском заливе, впрочем, на первых русских картах 1771-1780 годов, ещё показана маленькая армянская деревушка. Десимони всё это приравнял к Генуэзскому порту, или, что то же, к бухте Тэкие (тат. маленький монастырь); название позднейшее, турецкое, оно показано не только на первых наших картах, но и на карте Кеппена; дано по армянской церкви, находящейся здесь недалеко от берега; её развалины ещё довольно хорошо сохранились. Прибавлю, что ранее эта бухта называлась Провато, Прованто... В настоящее время это Двуякорная, и, что удивительно, у местных рыбаков сохранилось её старинное название - Провато, но в русском осмыслении её называют Проватка". -- Современные учёные также локализуют венецианский порт Провато в районе Двуякорной бухты. И далее: "Между Отуз и Двуякорной, на средневековых картах помещена Каллиера, Каллитра, с разными вариантами; это теперь бухта и деревня Кок-Тебель (тат. - Синяя Вершина), но неизвестно, было ли там поселение при венецианцах, недолго ею владевших, а потом генуэзцев". Ныне специалисты локолизуют Каллитру-Каллиеру генуэзских карт на холме Кордон-Оба, в посёлке Курортное, что с западной стороны Кара-Дага. Так что к Коктебелю этот генуэзский порт отношения не имеет (в связи с этим стихотворение М. Волошина "Каллиера" следует считать поэтической вольностью). Во второй половине 15-го века Крым захватили турки-османы. После падения Каффы в 1475 году они начали проводить политику насильственной ассимиляции местного населения с переселенцами из турецкой Анатолии. Об этом периоде напоминают многочисленные тюркские названия в окрестностях Коктебеля: Кучук-Янышар, Биюк-Янышар, Киик-Атлама, Коклюк, Легенер, Сасык-Чокрак, Сююрю-Кая. После присоединения Крыма к России появилась необходимость в исследовании и описании новоприобретённых территорий. Уже в конце 18-го века Крым посетили известные учёные и путешественники, которым мы и обязаны первым описанием окрестностей Коктебеля. Подробно о них рассказывается в труде П. С. Палласа, который первым высказал предположение о вулканическом происхождении минералов Кара-Дага, предвосхитив тем самым работы А. А. Прозоровского-Голицына и А. Ф. Лагорио: "К востоку от Карадага лежит открытая долина, которая направляется от Эски-Крыма (Старого Крыма - авт.) к морю и носит название Куюк-Тепе (зелёная долина). В ней расположена небольшая деревня и у самого морского берега находится незначительная возвышенность, состоящая из песчаника, расселины которого наполнены некоторой породой яшмы травянисто-зелёного цвета, с красными прожилками, края которого полупрозрачны; ей сопутствует черноватый скважистый миндальный камень, испещрённый халцедоном и кристаллами известкового шпата; обломки этой яшмы и этого халцедона разбросаны по берегу. Это единственный камень по всему Крыму, на который можно смотреть как на остаток древней породы вулканического происхождения". Из сочинений путешественников известно, что в самом начале 19-го века в деревне Коктебель насчитывалось 14 дворов и проживало 53 мужчины и 50 женщин. В. Б. Броневский в своих воспоминаниях о посещении Крыма в 1815 году указывал, что на даче коктебельского землевладельца Г. Туманова имеются грот, древняя часовня с круглым куполом и ключ родниковой воды. В путеводителе по Крыму В. Х. Кондараки (1875 год) говорится: "По народному преданию, в деревушке этой (то есть в Коктебеле. - Авт.) в начале настоящего века жила и скончалась султанша из рода Гиреев - одна из последних ближайших родственниц несчастного Шагин-Гирей-Хана". Во второй половине этого столетия возникла болгарская колония Коктебель. Летом 1874 года уполномоченный старокрымских болгар Иван Драганов приобрёл здесь 250 десятин земли у Мурзы Бахтыш Суин и Газы Ширинских. Пограничной с болгарами землёй владел подпоручик артиллерии П. К. Косцюшко-Валюжинич. Через два года старокрымские болгары удачно обменялись с ним землями, после чего на бывшей земле Косцюшко-Валюжинича разбили виноградники. В дальнейшем болгары ежегодно покупали по нескольку десятин земли у соседей-собственников, и к 1902 году им в Коктебеле принадлежало уже 712 десятин. Селились они вдоль дороги Феодосия-Судак. В начале 20-го века Коктебель стал третьим по величине болгарским поселением в Крыму (после Кишлава и Старого Крыма). Основу его процветания составляли виноградники, которые покрывали склоны Кара-Дага, начинаясь в балках-притоках реки (Дълбоката падина, Золотая балка, Култук) и заканчиваясь у самых подножий скал Сююрю-Кая. Болгарские поселения в Крыму закончили своё существование в 1944 году, когда болгар, татар, греков и армян насильственно депортировали из Крыма. на верх страницы::Коктебель курорт::на главную | |
|