|
|
Расцвет города на рубеже 19-го и 20-го вековПо воспоминаниям феодосийца И. М. Саркизова-Серазини, доктора медицинских наук и писателя, уже в конце 19-го века "не было дня, чтобы на причалах порта не стояло несколько судов. В осенние месяцы, после уборки хлеба, не хватало места для иностранных судов, и они терпеливо отстаивались в море за широким молом... Однажды я насчитал в порту у причалов и за волнорезом до 35 пароходов. Целый торговый флот, оживлявший берег Феодосии!". Феодосия вновь превратилась в важный коммерческий порт юга России.
Как и в прошлом, через Феодосию за границу вывозилось огромное количество зерна. В городе строились каменные амбары для его хранения (в одном из них сегодня находится кинотеатр "Украина"). В начале 20-го века через Феодосию началась перевалка бакинской нефти. В 1897 году феодосийский карантин получил статус главного наблюдательного карантина для всех судов, прибывавших в черноморские порты России. Ежегодно через Феодосию проходили от 12 до 15 тысяч паломников-мусульман. В это время город вновь стал одним из наиболее быстро развивавшихся городских центров Крыма. Он активно застраивался. В начале 20-го века окончательно сформировался так называемый дачный район - линия особняков вдоль полотна железной дороги. Эти здания сегодня являются украшением Феодосии. За несколько лет территория города, поглотившего бывшие предместья, увеличилась втрое. В путеводителе по Крыму Г. Г. Москвича за 1910 год отмечалось: "Феодосия - уездный город Таврической губернии с 35-ю тысячами жителей, довольно красивый, чистый и благоустроенный... Главные улицы, порт и многие учреждения и частные дома освещаются электричеством". В конце 19-го - начале 20-го века быстро росла численность населения города. В 1897 году в нём насчитывалось 27.238 жителей, в 1910 году - 32.465, в 1914 - до 38.000. В 19-ом - начале 20-го века в составе населения преобладали христиане, первенство среди которых оставалось за православными. На втором месте по численности в 19-ом веке были мусульмане, на начале 20-го века - иудеи. Постоянно здесь проживали также армяно-грирориане, католики, протестанты (в основном лютеране), караимы. Свои храмы или молитвенные дома имели все религиозные общины города.
И. М. Саркизов-Серазини вспоминал: "Жители Феодосии напоминали мне левантийцев Перы и Галаты в Константинополе. В населении, состоявшем из русских, украинцев, татар, армян, греков, евреев, караимов, цыган, немцев, итальянцев, болгар, турок, наиболее крупные капиталы концентрировались в руках караимской, армянской и греческой буржуазии... Кому не известны в Крыму имена... фабрикантов и заводчиков Стамболи, Маччола, Бедризова, Алтунжи, капиталистов и банкиров, подобно фамилиям Крыма, Хаджи, Грамматиковых, Неофитовых, Багдасаровых и других". По уверению А. В. Ермолинского, "...в Феодосии было широкое поле деятельности для приложения своего труда и проявления личной инициативы. Несколько табачных фабрик, кирпичные, известковые и цементные заводы, механический завод, различные производственные мастерские, многочисленные торговые предприятия всегда нуждались в рабочей силе. Также был большой спрос на строительных и транспортных рабочих, работников коммунального хозяйства...". -- И. М. Саркизов-Серазини писал, что "...в этом уголке, лишённом нарядной красоты южного побережья, возникает целая художественная школа с именами, известными всей России и даже миру... Феодосия долгие годы привлекает к себе внимание художников России, коллекционеров Европы, историков искусства и крупнейших музеев... Иностранцы - учёные, как Граперон, Бертран, Колли, отец известного художника Лагорио, связывают свою судьбу с тихим городом, посвящают ему жизнь, свои силы, своё насыщенное любовью перо". Конец 18-го - начало 20-го веков был одним из наиболее продолжительных мирных периодов в истории Феодосии. В течение 135 лет её ни разу не захватили иноземные войска. Лишь дважды - в 1878 и в 1914 годах (во время русско-турецкой и Первой мировой войн) - город обстреляли орудия вражеских кораблей. В 1902 году в Феодосии создаётся подпольная организация Российской социал-демократической партии. В начале 20-го века действуют подпольные организации радикальных революционных партий. Не обходят город стороной бурные события революций 1905-1907 годов и 1914 года. 22 июня 1905 года к Феодосии подходит восставший броненосец "Князь Потёмкин-Таврический" с целью пополнить запася продовольствия и угля. В 1911-1914 годах в должности земского врача в Феодосии работает Д. И. Ульянов. Советская власть здесь впервые была установлена 2(5) января 1918 года при помощи отрядов севастопольских моряков. Одним из руководителей вооружённого восстания в Феодосии был прапорщик И. Ф. Федько - в дальнейшем видный советский военачальник, командарм первого ранга. назад::на верх страницы::продолжение истории |
|
|