|
|
Кафа - центр ремесла и торговлиКаффа являлась крупнейшим торгово-ремесленным центром Причерноморья. Её мастера обеспечивали горожан одеждой, обувью, многими другими предметами быта. Часть привозимой извне продукции потреблялась жителями Каффы и местным ремесленным производством. Из импортных тканей шилась одежда на продажу; с доставляемым в город металлом работали кузнецы; металлы использовались и для изготовления керамической поливной посуды (Каффа была одним из крупных центров Причерноморья по её производству).
Город нуждался в строителях, особенно в период его восстановления в первой половине 14-го века и во время постройки крепости. Большое количество изделий каменной резьбы - архитектурных деталей, скульптуры, надгробий, хачкаров (армянских каменных плит с посвятительными и поминальными надписями) - свидетельствует о существовании в Каффе развитого камнерезного ремесла. Искусная, подчас высокохудожественная резьба, украшавшая храмы, фонтаны, башни, порталы зданий, придавала городу великолепие и своеобразие. В генуэзских документах сохранились свидетельства о существовании ремёсел, обслуживавших военный и торговый флот. Ибн-Баттута в 1334 году видел в каффинской гавани "до 200 судов военных и грузовых, малых и больших". Продукция мастеров художественных ремёсел Каффы славилась далеко за пределами Крыма. Украшения, детали отделки одежды, головных уборов и прочие изделия пользовались спросом у генуэзской и ордынской знати. Золотые и серебряные изделия преподносились в качестве подарков ханам, наместникам, представителям посольств. Художники-миниатюристы, переписчики священных книг (Библии, Евангелия) выполняли заказы монастырей, священников и горожан. На протяжении длительного времени работали скриптории (мастерские) при кафедральном армяно-григорианском храме св. Сергия и монастыре св. Антона. Каффинские мастера иногда работали в Солхате, солхатские - в Каффе, создавая единую школу крымской миниатюрной живописи. Каффинские кварталы-контрады, где поселялись мастера одной профессии и были их лавки, именовались по названиям занятий своих обитателей. Коммуна Каффы также приглашала для работы мастеров из городов Северной Италии. Уже в первой половине 14-го века Каффа превращается в крупнейший центр международной торговли на Чёрном море. Товары, привозимые сюда по морю итальянскими, персидскими, греческими купцами, следовали в соседний Солхат, в Тану (Азов), затем переправлялись по Дону на север либо караванным путём через Маджар в Хаджитархан (Астрахань) и далее вдоль Каспийского моря - в Закавказье и Персию. Другой путь вёл в Среднюю Азию, в первую ордынскую столицу - Сарай-Бату, далее в Ургенч (Хорезм) и Китай. После образования новой ордынской столицы - Сарая-Берке - купеческие караваны направлялись к переволоке между Доном и Волгой, попадали в Сарай-Берке, затем шли по Волге к Астрахани и дальше на Восток. Фактории генуэзцев на берегах Чёрного моря поддерживали международную торговлю и обеспечивали её стабильность. Каффа принимала западноевропейских, мусульманских, греческих купцов, но торговый приоритет предоставляла своим соотечественникам. В Каффу поступали сукно из Фландрии и Франции, ткани из конопли и льна из Генуи и других центров Италии. Серебро, золото, ртуть, железо - из Северной Италии, Сардинии, Испании. Вино и оливковое масло - из Южной Италии, Сицилии, Греции и других мест. -- Большая доля этой продукции продавалась в Газарии, центрах Южного Причерноморья, шла в Поволжье, на Кавказ. Северо-итальянские и французские ткани, итальянская майолика, стекло, оружие - в Причерноморье, включая Крым. Серебро в слитках - в Солхате, Чембало. Вино из Западной Европы реализовывалось только в Причерноморье. Товары восточного происхождения прибывали в Каффу через Тану, Солхат, Трапезунд. Из Китая и Багдада привозили тонкую ткань с золочённой нитью, из Индии - блестящую шёлковую ткань. Китай поставлял ковры. Жемчуг, алмазы, сапфиры, бирюза, оникс, "кошачий глаз", доставлялись из Китая, Индии, Ирана. Пряности и благовония - из Индии, островов Индийского океана, Малабарского побережья Индостана, Тавриза, Багдада. Часть дорогих товаров из Каффы направлялись на запад - в Константинополь, Италию. В 14-ом веке была налажена оживлённая торговля с Московской Русью. Купцы из Москвы привозили меха и меховые изделия, кожи, холсты, сёдла, увозили на север мыло, сахар, пряности. Московские и тверские "гости" переправлялись через Каффу в малоазийские центры, Константинополь. Осенью 1474 года русский купец Афанасий Никитин, возвращаясь из путешествия в Индию, прибыл в Каффу ("Божию милостью пришёл я в Кафу за десять дней до Филиппова заговенья"), провёл в ней осень-зиму 1474-1475 годов, возможно, занимаясь написанием своего труда "Хождение за три моря", и покинул город незадолго до взятие его турками. Во второй половине 14-го века нестабильность экономической и политической обстановки в Западной Европе, чума, вызвавшая огромные опустошения в Европе и в Азии, война между морскими республиками Генуей и Венецией приводят к большим переменам в Причерноморье. Международная торговля Восточного Средиземноморья меняет свой характер и направление - торговые пути частично перемещаются в сторону Северной Африки, Египта. Междоусобные войны и распад Монгольской империи приводят к нарушению торговых связей. Правители Золотой Орды конфликтуют с генуэзскими и венецианскими факториями. Проживание итальянцев в ордынских городах, продвижение караванов по прежним торговым путям становятся опасными. Всё это приводит к возрастанию внутри черноморских связей. Доходной была торговля зерновым хлебом Крыма, Приазовья и Прикубанья, солью, добываемой генуэзцами в соляных озёрах Крыма, строевым лесом Южного берега Крыма, солёной рыбой, вином. Хлеб шёл в Константинополь и на Балканы, лес - в Константинополь, Сирию, Северную Африку. Весьма прибыльной была и работорговля. В Европу вывозилось такое большое количество рабов (черкесов, абхазцев, грузин, татар, русских), что, опасаясь социальных возмущений, часть их стали отправлять в Северную Африку (Египет). назад::на верх страницы::продолжение истории |
|
|