|
|
Начальные учебные заведения Феодосии 19-го веканачало::окончание 15 августа 1811 года в городе состоялось торжественное открытие уездного училища, созданного в соответствии с государственным школьным Уставом 1804 года. Значительную роль в этом событии сыграл градоначальник С. М. Броневский. По его приказу городская дума наняла за 400 руб. дом по ул. Итальянской (ныне ул. Горького), в котором первоначально разместилось училище, отпустила средства на его обустройство. Во второй половине 30-х годов училище перешло в специально для него построенное здание по ул. Военной (ныне ул. В. Коробкова). Броневский сам подобрал состав учителей, дал им в помощники общественного смотрителя, составил смету на содержание штатов и хозяйственные нужды, подарил училищу коллекцию минералов и раковин "для изучения натуральной истории", выхлопотал у Харьковского учебного округа, в составе которого находилось училище, учебные пособия. В дальнейшем особую заботу о материальном состоянии училища, его библиотечном фонде, учебно-воспитательной работе проявлял градоначальник А. И. Казначеев. На содержание училища из государственного бюджета выделялось по 1250 руб. в год, в последствии эта сумма была увеличена. В учебное заведение поступали средства и из других источников: от Таврического приказа общественного призрения, городской думы, плата учащихся за обучение (в среднем 5 руб. в год с одного ученика). Особое значение имела благотворительная деятельность состоятельных горожан. Так, местный купец Безчетвертый подарил ему географические карты и 70 книг, положивших начало училищной библиотеке. В дальнейшем она пополнялась в основном из пожертвований жителей города и уже к 1833 году включала 365 книг, а к 1885 году - 819 книг для учителей, 527 книг для учеников. Открытие училища стало выдающимся событием в жизни города. На приёмных испытаниях присутствовали приглашённые гости и жители города. Среди учащихся, принятых в училище, были дети мелких торговцев, ремесленников, рыбаков, почтово-телеграфных служащих; по национальному составу - русские, украинцы, армяне, греки, евреи, караимы, крымчаки (дети татарского населения не посещали русских учебных заведений). -- Училище было создано, как двуклассное (в 1836 году стало трёхклассным). При нём был открыт подготовительный класс - так называемое нижнее отделение, выполнявшее функции приходского училища. В нижнем отделении дети учились читать, писать, считать, начинали изучать Закон Божий. После освоения этого курса учащиеся могли поступать в уездное училище, где изучали арифметику, русский язык, российскую и всемирную историю, географию, естественную историю, рисование, Закон Божий. Кроме этих обязательных для изучения предметов по просьбе родителей и с разрешения учебного округа вводились для учащихся и дополнительные дисциплины. Чаще всего это были языки (греческий, турецкий, французский, немецкий), знание которых в Феодосии, как портовом городе, могло пригодиться жителям для практической деятельности. С начала 30-х годов дополнительно стали преподаваться крымско-татарский язык и бухгалтерия. Учителя составляли ежемесячные отчёты о способностях, прилежании и поведении учащихся. Способности оценивались словами: туп, понятлив, остёр; прилежание: нерадив, посредственен, примерен; поведение: резв, исправен, добронравен. Кроме регулярного контроля, в ходе которого проверялись знания учащихся, ежегодно (до 60-х годов 19-го века) проводились и публичные испытания. Жители города оповещались через городскую полицию о дне и порядке испытаний особыми объявлениями. Публика охотно их посещала. Приглашённые задавали ученикам вопросы, оценивали их знания. Как правило, испытания заканчивались щедрыми пожертвованиями приглашённых на нужды училища и несостоятельных учащихся. Не все учащиеся допускались к испытаниям, многие не могли усвоить учебный курс и оставались на второй год в классе, некоторых детей родители забирали из училища до окончания учебного года. Руководство Харьковского учебного округа искало пути совершенствования учебного процесса в начальной школе, рекомендовало использовать в учебных заведениях методы и приёмы, которые могли бы помочь детям и их обучении. С середины 20-х годов 19-го века в Феодосийском уездном училище широко практиковался предложенный Министерством просвещения метод взаимного обучения (так называемый "ланкастерский"), суть которого сводилась к назначению из лучших учеников 1-го и 2-го классов репетиторов для занятий с учащимися нижнего отделения. назад::на верх страницы::продолжение истории |
|
|