----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Новая история Феодосии в составе России


Профессиональные учебные заведения Феодосии 19-го века

В 19-ом - начале 20-го века в Феодосии было создано несколько профессиональных учебных заведений, готовивших специалистов разных уровней и профилей. За время своего существования профессиональные заведения Феодосии накопили значительный опыт в подготовке специалистов и внесли вклад в экономическое и культурное развитие города. Деятельность учебных заведений способствовала превращению Феодосии в образовательный и культурный центр Восточного Крыма. Однако их открытие не поспевало за ростом численности населения города. В 1868 году в его школах обучалось всего 354 учащихся. В 1910 году - 1727 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 года, на 100 жителей Феодосии приходилось 46 неграмотных.

Учительский институт. Это учебное заведение, открытое в января 1874 года, было предназначено для подготовки учителей городских школ, появившихся в Таврической губернии в результате преобразования уездных училищ. В институт принимали выпускников учительских семинарий, уездных и городских училищ, достигших 16-летнего возраста. Обучение длилось три года. Число студентов доходило до 90 человек. Методическая и педагогическая подготовка учащихся была поставлена довольно хорошо. Институт размещался в трёхэтажном здании. Учащиеся снимали квартиры. Большинство их происходило из бедных семей (служащих, мещан, крестьян). Стипендия была мизерной. Так что студентам разрешалось после лекций давать частные уроки.

Директор института С. Ю. Богоявленский по отечески относился к своим подопечным. Сам он закончил Духовную академию, преподавал педагогику, психологию, логику. Учителем русского языка и литературы был П. М. Колибелин (позже - директор средней реальной школы, открывшейся в Феодосии). Естественные науки преподавал В. Ф. Долгополов - человек начитанный, с живой логичной речью, любящий свой предмет. С уважением относились студенты к учителю математики К. И. Госсу. Любимым предметом у них была астрономия, которую преподавал Д. А. Марков; он же вёл курс истории (Марков учился в Московской Духовной академии, слушал лекции видного учёного-историка В. О. Ключевского). Рисованию и черчению обучал художник Липкин. Недостаточная квалификация учителя немецкого языка была причиной плохой посещаемости студентами его занятий.

В институту работали одногодичные курсы по подготовке учителей начальных училищ. Учителя, изъявлявшие желание пройти их, получали единовременное пособие в 100 руб. с сохранением годового оклада. Отношения между этими учителями и студентами были доброжелательными, а у студентов 3-го курса даже товарищеские - они брали у учителей материалы для практических уроков, обращались к ним за консультациями. Феодосийцы уважительно относились к учащимся института, которые организовывали в городе разнообразные культурные мероприятия - концерты, вечера. Сбор от них шёл на оказание помощи беднейшим студентам. В годы Первой мировой войны в здании института поселились беженцы из Армении и Турции. В 1915 году по чьей-то небрежности оно сгорело.

--

Ремесленные учебные заведения. В 1896 году Феодосийское Земское собрание утвердило Устав, предусматривавший создание в городе при общеобразовательных учебных заведениях ремесленных классов и отделений. Их главной целью было воспитание у учащихся таких профессиональных навыков, которые сделали бы из них деловых и честных работников по изготовлению и ремонту предметов хозяйства и быта.

Ремесленный класс был открыт при Феодосийском уездном училище. Ремесленное отделение появилось и при городском училище. На обучение принимались мальчики не моложе 13 лет; предпочтение отдавалось имеющим удовлетворительные знания по предметам элементарной школы, впрочем, общеобразовательная подготовка поступавших в основном была слабой. Обучение длилось четыре года, и за него взималась довольно высокая плата, зависевшая от стоимости оборудования и материалов для учебного процесса. Преподавались кузнечно-слесарное, столярно-токарное, кузнечное дело, учеников знакомили с управлением сельскохозяйственными машинами. Для занятий были оборудованы мастерские, учениками выдавались соответствующие инструменты. Выпускники могли работать в разных местах: на железной дороге (слесарями, помощниками машинистов), в артиллерийских мастерских, в частных мастерских.

Женская профессиональная школа. Была открыта в октябре 1905 года по постановлению Феодосийской городской думы и благодаря стараниям городского головы Л. А. Дуранте и его заместителя А. Я. Крыма. В неё принимались девочки, окончившие курс начального народного училища или с соответствующей подготовкой.

Школа была четырёхгодичной, в ней занимались ученицы в возрасте от 12 до 16 лет. Она находилась в ведении Дирекции народных училищ Таврической губернии и имела двойную цель: дать девушкам общеобразовательные знания, несколько превышающие начальный уровень, и научить специальностями портных и рукодельниц. На общеобразовательных занятиях изучались Закон Божий, русский язык, арифметика, история, география, естественные науки, гигиена, рисование, пение. В число специальных дисциплин входили: счетоводство, товароведение, рукоделие, кройка и шитьё, вязание, вышивание по бархату, выжигание по дереву, тиснение по металлу и прочее. Первый выпуск из 11 учениц, получивших свидетельство на звание "подмастериц", состоялся в 1909 году.

Мореходная школа. С 1867 года Российское морское ведомство начало открывать в приморских городах специальные классы, предназначенные для подготовки кадров для морского флота. В 1875 году такой класс был открыт и в Феодосии, на что было выделено 500 руб. Через год класс был преобразован в мореходную школу второго разряда, в ней готовили шкиперов и штурманов дальнего и каботажного плавания. Практику учащиеся проходили на судах в море. По воспоминаниями старожилов, воспитанники школы имели среди феодосийцев незавидную репутацию.

Халибовское (армянское) училище. Армянская община Феодосии, составлявшая значительную часть населения города, стремилась к созданию своего национального учебного заведения. В октябре 1837 года братья Айвазовские приехали в Москву, где изучали опыт Лазаревского училища восточных языков. Вскоре они представили в правительственные органы проект создания и устав армянского училища в Феодосии. В октябре 1858 года с соизволения императора по рапорту управляющего Нахичеванско-Бессарабской епархии епископа Габриела (Гавриила) Айвазовского в городе было открыто среднее учебное заведение для армянских юношей из Нахичевани-на-Дону.

Армянский богач и городской голова Нор-Нахичеван Арутин Халибов (Халибян) пожертвовал на его строительство крупную сумму, а также предоставил средства на устройство училищной церкви и учёбу двадцати учеников - детей-сирот и детей бедных родителей. Меценат пожелал, чтобы "заведению этому было дано наименование "Феодосийское Халибовское армянское училище". Учебное заведение содержалось за счёт церковных поступлений, средств, периодически выделяемых Халибовым, и платы за учёбу. Оно находилось в ведении местного феодосийского самоуправления.

Училище начало функционировать в арендуемом помещении. В 1862 году на средства Халибова для него было построено трёхэтажное здание (в районе горы Лысая), в котором разместились также училищная больница и типография (в ней печатались учебники, историческая, духовная и художественная литература).

В первый год училище приняло 89 учащихся, почти половина были из бедных семей, они содержались бесплатно; небольшую часть учеников составляли выходцы из Турции; в последующие годы число воспитанников выросло до 150. Училище было шестиклассным и давало образование в объёме гимназии. В учебную программу входили армянский, русский, французский и турецкий языки, закон Божий, арифметика, тригонометрия, история, география, химия, физика, рисование, чистописание, физкультура. В программу были введены также бухгалтерия и законоведение.

Из десяти преподавателей училища шесть имели университетское образование (двое получили его в Париже), один был священником. Выпускники училища работали учителями в армянских начальных школах, некоторые становились преподавателями в своём училище. Директор училища - епископ Габриел - ратовал за образование девочек и взрослых. В результате при училище была создана группа для девочек. В 1860-1861 годах при училище функционировали курсы полезных знаний, посетителями которых были взрослые. Им сообщались сведения общеобразовательного характера "дабы приобщить их к наукам".

С 1865 года число учащихся стало резко сокращаться, что было связано с уходом Г. К. Айвазовского из епархии (из-за его многолетней травли со стороны каталикоса Матеоса). В 1869 году встал вопрос о закрытии учебного заведения из-за отсутствия средств. Было рекомендовано организовать на его базе духовную семинарию, но Халибов не дан на это согласия, и в 1871 году училище было закрыто.

назад::на верх страницы::продолжение истории
Феодосия история::Феодосия курорт::на главную


Поиск по сайту


Древнейшие обитатели

Античная Феодосия

Средневековая Каффа генуэзцев

Кефе - османского владычества

Новая история в составе России

Во времена советской власти

На стыке двух столетий (20-21 век)




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.