Коктебельские вечера - 2«Максу я обязана крепостью и открытостью моего рукопожатия и с ними пришедшему доверию к людям. Жила бы, как прежде, - не доверяла бы, как прежде, может быть, лучше было бы - но хуже» (очерк «Живое о живом»). Не избалованная человеческой теплотой, благодарная за каждое ее проявление, Цветаева пронесла глубокое уважение и дружеское чувство к Волошину через всю жизнь, воздав должное его памяти в стихотворном цикле «Ici haut» (Здесь, на Высоте») и, наконец, в блестящих по глубине проникновения воспоминаниях «Живое о живом», несомненно, лучших из всего написанного о Волошине. Волошину Цветаева обязана также целым рядом друзей. Она писала об этом его призвании «сводить людей, творить встречи и судьбы». «К его собственному определению себя как коробейника идей могу прибавить и коробейника друзей» (очерк «Живое о живом»). По вечерам гости Волошина собирались вместе, делились впечатлениями о прожитом дне, читали свои новые произведения, слушали новые музыкальные произведения. И сестры Цветаевы быстро влились в компанию, стали ее полноценными членами. Очень часто в доме Волошина устраивались розыгрыши, шутки, звучал смех. Здесь никогда никому не было скучно. Кроме того, были прогулки по горам, тропы которых так хорошо знал Волошин. Именно в Коктебеле в 1911 году Марина встретила свою первую любовь – Сергея Эфрона. История их знакомства обросла мифами и легендами. И сама Марина Цветаева так описала эту встречу в «Истории одного посвящения»: «1911 год. Я после кори стриженая. Лежу на берегу, рою, рядом роет Волошин Макс. - Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой любимый камень. - Марина! (вкрадчивый голос Макса) – влюбленные, как тебе, может быть, уже известно, - глупеют. И когда тот, кого ты полюбишь, принесет тебе (сладчайшим голосом)… булыжник, ты совершенно искренне поверишь, что это твой любимый камень! -Макс! Я от всего умнею! Даже от любви! А с камешком - сбылось, ибо С. Я. Эфрон, за которого я, дождавшись его восемнадцатилетия, через полгода вышла замуж, чуть ли не в первый день знакомства отрыл и вручил мне - величайшая радость! – генуэзскую сердоликовую бусу, которая и по сей день со мной». Вспыхнула любовь, которая продолжалась всю жизнь. В Коктебеле Цветаева познакомилась с мамой Максимилиана Волошина - Еленой Оттобальдовной Кириенко-Волошиной, или Пра, как ее называли. Прозвище Пра Елена Оттобальдовна получила в одной из мистификаций, которые были в Доме Волошина. Пра – сокращенно от прародительницы, праматери здешних мест. С Еленой Оттобальдовной, которую поэтесса впоследствии назвала «верховодом нашей молодости», Цветаеву будет связывать искренняя многолетняя дружба. Пра станет крестной матерью дочери Цветаевой - Ариадны Эфрон. Самой теплой, искренней дружбой Волошин до конца своих дней был связан с феодосийским художником Константином Федоровичем Богаевским. Богаевский часто приезжал к Волошину в Коктебель, который в свою очередь, при каждом посещении Феодосии непременно бывал у Богаевского. Старожилом Коктебеля является поэтесса Поликсена Соловьева, известная под псевдонимом Аллегро. В то время у нее в Коктебеле уже был свой небольшой домик. Первый приезд гостей Дома Волошина относится к 1909 году, когда в Коктебель приезжает молодая, скромная учительница подготовительных классов Елизавета Дмитриева. Именно в Коктебеле ей суждено было стать очаровательной Черубиной де Габриак. Волошин берет этот псевдоним буквально с книжной полки. Там стояла выточенная волнами из виноградного корня фигурка с одной рукой, одной ногой и добродушной собачьей мордой: «морской черт Габриак». «Для аристократизма, - вспоминал Волошин,- черт обозначил свое имя первой буквой в фамилии, в фамилии изменил на французский лад окончание и прибавил частицу «де»: «Ч. де Габриак». Вскоре инициал «Ч.» был заменен именем Черубина. Волошин задался целью помочь Лиле найти свое поэтическое «я». Тут же он начинает отсылать ее стихотворения в модный по тем временам литературный журнал «Аполлон». И главный редактор этого журнала Сергей Маковский говорил: «Если бы у меня было 40 тысяч рублей годового дохода, то я решился бы сделать ей предложение». После раскрытия литературной мистификации, Дмитриева уже не будет печатать под этим псевдонимом стихи, постепенно известность ее станет угасать. Впоследствии она посвятит себя антропософии. В 1927 году, в связи с запрещением деятельности русского Антропософского общества, последует арест, после которого Е.Дмитриева будет сослана в Ташкент. Она умерла в 1928 году. Ей шел 41 год.
--- | Идешь, на меня похожий Идешь, на меня похожий, Прочти — слепоты куриной Не думай, что здесь — могила, И кровь приливала к коже, Сорви себе стебель дикий Но только не стой угрюмо, Как луч тебя освещает! Марина Цветаева Сереже Шпагу, смеясь, подвесил, Скучно играть в портретной, Если в гостиной странной Светлый меж темных кресел Марина Цветаева | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|