Максимилиан Волошин - Биография ...И на скале, замкнувшей зыбь залива, Судьбой и ветрами изваян профиль мой... Этот феномен — отчетливый профиль Максимилиана Волошина на почти отовсюду видном обрыве массива Карадаг в сторону моря — кажется чудом. Но, если знать, сколько души и творчества вложил поэт в Коктебель, чудо это представляется закономерным. Тем более, что свою вторую — духовную — родину Волошин принял не сразу: можно сказать, что лишь «с третьей попытки». И осваивал он не только восточное побережье — Киммерию, по его словам, но и весь полуостров. Родился Максимилиан Александрович в Киеве в 1877 году. «Мое родовое имя Кириенко-Волошин, и идет оно из Запорожья»,— писал поэт в «Автобиографии» (1925 г.). В феврале 1878 года семья переезжает в Таганрог, а на следующий год, после размолвки с мужем, Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина отправляется с сыном в Севастополь. Там жила ее подруга по Институту благородных девиц Наталья Александровна Липина (ум. в 1883 году), по-видимому, в ее квартире они и поселились. Севастополь Волошин запомнил «в развалинах после осады, с пиранезиевыми деревьями из разбитых домов, с опрокинутыми тамбурами дорических колонн Петропавловского собора». Это было «одно из самых первых незабываемых живописных впечатлений». В 1926 году (на сеансах психоанализа) поэт вспоминал отдельные фрагменты жизни там: «Уксусные деревья в саду. Поредевшая листва, просвеченная осенним солнцем. Дорожки, обложенные инкерманским камнем. Террасированная почва. Айлантус — еврейский семисвечник. Двор на Широком спуске (такого в Севастополе не было,— по-видимому, Пологий спуск. — прим. сост.), дети — Инна Липина, Шернваль, Ярош. Беспризорник из развалин. Чесучовый костюм матери». Еще воспоминание: «Развалины. Петропавловский собор. Лестница спуска, дом рыбака. Собака Казбек. [...] Купающиеся мальчики, которые отбегали от моря через дорогу. Острое ощущение наготы, обнажения. Стыдно и приятно». По-видимому, к лету 1881 года относятся воспоминания об Инженерной купальне: «Чистый белый пол с мокрыми, грубыми, мохнатыми половиками, следы мокрых ступней. На лестнице две ступеньки, залитые водой, покрыты половиком, дальше — голые и скользкие. Рука служительницы ставит на лестницу блюдечко с растворенным килом. Разговор матери о киле — объяснение, которое я повторю и теперь. [...] Я иду с матерью в купальню. Мой матросский костюмчик. Корзинка с мохнатым полотенцем в руках. Вид из купальни на форты Константина и на Северную сторону. Светлые камни и желтая трава: весь пейзаж, который так люблю теперь и всегда рисую. Херсонес. Из какой-то ямы вынимают ряд перебитых черепов. Как будто бы слова матери: "Хорошо бы достать цельный". 9 октября 1881 года в Таганроге умер отец. Елена Оттобальдовна выезжает с сыном туда, а затем — в Москву. Два года жизни в Севастополе уходят в подсознание. В сентябре 1886 года Макс приезжал с матерью в Ялту. Жили они у некоей Печориной. От этого времени сохранилась лишь фотография мальчика в группе детей на ялтинской набережной. В 1887 году Макс поступает в Москве в частную гимназию Л. И. Поливанова, затем переходит в Первую казенную. Вскоре он начинает писать стихи и одновременно открывает для себя природу: «леса Звенигородского уезда [...]: классические места русского Иль де Франса», как определит позже. Матвейково, Дарьино, Захарове, Середниково... «Я очень любил и чувствовал эти места, еще не зная их исторического значения». В январе 1892 года в его еще детских стихах появляются неожиданные для москвича мотивы: кипарисы, «гранитные кручи», Черное море... 28 января возникает стихотворение «Таврида (Я помню ночь над спящею землею...)». Впоследствии Волошин вспомнит об этом периоде: «Мечтаю о юге и молюсь о том, чтобы стать поэтом» («Автобиография»). И пояснит: «Меня томила в то время тоска по югу, какое-то воспоминание о пустырях, сухих травах, плитах, камнях,— очевидно, память Севастополя начала 80-х годов, когда верхняя его часть, называемая Горной, еще не была отстроена после Севастопольской войны. И когда Петропавловский собор, находясь в развалинах, напоминал античный храм. Эта мечта о сухих травах между развалин камней, на жгучем солнце, последнюю зиму (в Москве) еще увеличилась благодаря какой-то плохонькой панораме Константинополя, которая в ту зиму показывалась в Петровских линиях...».
| "Я сам избрал пустынный сей затвор" Я сам избрал пустынный сей затвор Максимилиан Волошин "Не знаю, что интересно в моей жизни для других. Поэтому перечислю лишь то, что было важно для меня самого. Я родился в Киеве 16 мая 1877 года в день Святого Духа. События жизни исчерпываются для меня странами, книгами и людьми. Страны: первые впечатления — Таганрог и Севастополь; сознательное бытие: окраины Москвы, Ваганьково, машины и мастерские железной дороги; отрочество — леса под Звенигородом; пятнадцати лет — Коктебель — самое ценное и важное на всю жизнь; двадцати трех — Среднеазиатская пустыня — пробуждение самосознания; затем Греция и все побережье и острова Средиземного моря — в них обретенная родина духа; последняя ступень — Париж — сознание ритма и формы. Книги-спутники: Пушкин и Лермонтов с пяти лет; с семи Достоевский и Эдгар По; с тринадцати Гюго и Диккенс; с шестнадцати Шиллер, Гейне, Байрон; с двадцати четырех французские поэты и Анатоль Франс; книги последних лет: Багават-Гита, Маллармэ, Поль Клодель, А. де Ренье, Вилье де Лиль Адан — Индия и Франция. Люди: лишь за последние годы они стали занимать в жизни больше места, чем страны и книги. Имена их не назову. Стихи я начал писать тринадцати лет, рисовать двадцати четырех. Из произведений современных поэтов раньше других я узнал «Кормчие звезды» Вячеслава Иванова (1902), после Бальмонта. У них и у Эредиа я учился владеть стихом". Максимилиан Волошин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|