Навигация по сайту


    
 
 

Письма К. Ф. Богаевского (1904-1941 годы) :: назад :: дальше :: к содержанию
Переписка с Кандауровым К. В., Волошиным М. А., Бычковым В. П., Лазаревским И. И., Рыловым А. А.,
Пазухиным В. А., Эттингером П. Д., Григорьевым А. В., Бирзгалу Я. П., Дурылиным С. Н.

Мысли об искусстве в 75 письмах за 40 лет творчества

1904 (01) --- 0906 --- (02) --- 1907 --- (03::04::05::06::07) --- 1908 --- (08::09::10::11)
1909 --- (12::13::14::15::16::17) --- 1910 (18::19) -- 1911 --- (20::21::22) --- 1912 --- (23::24)
1913 --- (25) --- 1914 --- (26::27) --- 1915 --- (28) --- 1916 (29::31) --- 1917 (30::32) --- 1922 --- (33)
1923 --- (34::35) --- 1924 --- (36::37) --- 1926 --- (38::39::40) --- 1927 --- (41::42::43::44)
1928 --- (45::46::47) --- 1929 --- (48::49) --- 1930 --- (50::51) --- 1931 --- (52::53::54::55::56::57::58)
1932 --- (59::60::61::62/62) --- 1933 --- (63::64::65::66) --- 1934 --- (67) --- 1935 --- (68)
1936 (69) --- 1937 (70) --- 1938 (71) - 1939 (72::73) --- 1941 (74::75)

Примечания к содержанию писем (№№)
001-009 --- 010-016 --- 017-030 --- 031-050 --- 051-059 --- 060-074
075-095 --- 096-115 --- 116-139 --- 140-155 --- 156-184


Марина и Анастасия Цветаевы и семья Богаевских

«Полная уютных семейств, дружеских праздничных сборищ, ожидания гостей, наивного восхищения талантом…», - такой увидели сестры Цветаевы Феодосию. Одним из таких «уютных семейств» были и Богаевские, в скромном доме которых всегда царили гостеприимство и хлебосольство. С семьей Богаевских – художником Константином Федоровичем и его женой Жозефиной Густавовной сестры Цветаевы познакомились еще во время своего первого приезда в Феодосию - в 1911 году. Константин Федорович любил и хорошо знал русскую и западно-европейскую поэзию. Жозефина Густавовна в своих воспоминаниях, которые она назвала «Беглые заметки о жизни К. Ф. Богаевского», писала: «…любил безмерно Пушкина, Лермонтова, часто цитировал их; любил лирику Гете и Гейне…». И хотя Цветаева была начинающим поэтом, она не могла не заинтересовать Богаевского; к тому же от ее стихов был в восторге сам Волошин.

В Феодосии Богаевские славились прекрасными вечерами. Их проводили в огромной, но очень красивой и уютной мастерской Константина Федоровича, которая поражала каждого, побывавшего в ней. В главе книги «Вечер у Богаевских» Анастасия Цветаева, обладавшая прекрасной памятью и наблюдательностью, описывает обстановку мастерской: «Высокая просторная мастерская. Огромные окна. По стенам, как упавшие книжные полки, ряды стоящих в скромной замкнутости этюдов – всех величин. Это заботливая рука жены художника учреждает порядок в бурном творчестве мужа, скромного, замкнутого. Дом Богаевского-Дуранте. Итальянский размах высот и размеров, света - тени – кисти! И германская чистота и гармония земного воплощения. Две крови в хозяйке дома - итальянская и немецкая – сама улица, где стоит дом, носит название Дуранте. Рано оставшийся сиротой встретил в юности золотоволосую - тосканское золото! – Жозефину, и в глазах ее – синих - был цвет утренней Адриатики. Детей у них нет; вдвоем идет жизнь. Но друзей у Богаевских – весь цвет Феодосии, Крыма и обеих столиц. И руками трудолюбивой хозяйки, бережливой, умелой, искусной – в скромном доме художника цветут гостеприимство и хлебосольство – два вечно благоуханных цветка».

Также Анастасия Цветаева дает портретную зарисовку хозяев дома: «Хозяин, Константин Федорович, невысокий, тонкий в сером костюме; легкая седина тронула его волосы и пышные усы, длиннее, чем носят. Узкое лицо со впадинами у щек, длинный, неправильный нос и большие карие печальные глаза под тяжелыми веками, под густыми бровями. Он весь - скромность и благожелательность. Говорит очень мало и всегда остроумное, неожиданное. И его шутки очищены от тех привычных ироний и сарказма, какими блещет век. Жозефина Густавовна, как бывает в Богом данных союзах, - противоположность мужу: стройный стан, правильные черты, синева сияющих глаз и – тосканская? Или глубина германских лесов – сказочная золотоволосость. Молодость - позади. Но идет тихая победоносная зрелость. Еще далеко до заката, и жизнь – как полная чаша, поднесенная к благодарным устам».

В 1912 году сестры в Феодосию не приезжали. В конце февраля 1912 года Марина Цветаева с Сергеем Эфроном уехали в свадебное путешествие Они побывали в Италии и Франции, в Шварцвальде, жили в Париже. В апреле 1912 года с острова Сицилия из города Катании Марина Цветаева отправила открытку семье Богаевским. Вот ее содержание: "Катания, 24/11 апреля 1912 года. «Милые Жозефина Густавовна и Константин Федорович, из Палермо мы приехали в Катанию. Завтра едем в Сиракузы. Ах, Константин Федорович, сколько картин Вас ждут в Сицилии! Мне кажется, это Ваша настоящая родина. (Не обижайтесь за Феодосию и Коктебель!) В Палермо мы много бродили по окрестностям, были в Монтреале, где чудный старинный бенедиктинский монастырь с двориком, напоминающим цветочную корзинку, и мозаичными колоннами. После Сиракуз едем в Рим, оттуда в Базель. Если захочется написать, то адрес: Ледвеиг, Базель, до востребования. Всего лучшего. Сережа шлет привет». М. Э."

В 1913 году в Коктебеле Марина Цветаева оставляет дарственную надпись на книге «Вечерний альбом»: «Константину Федоровичу Богаевскому – гениальному художнику и прелестному человеку». Марина Эфрон, урожд. Цветаева. Коктебель, 21 мая 1913 г. А на обороте шмуцтитула – автограф стихотворения М. Цветаевой «Сердце, пламенней, капризней…». Дружба с Богаевским продолжалась вплоть до 1917 года, последнего приезда Цветаевой в Феодосию. Константин Федорович и в дальнейшем интересовался творчеством Цветаевой. Свидетельство тому - бережно сохраненная рукопись на пяти листах ее стихов 1917 года, переписанных неизвестным лицом (Сейчас этот документ находится в архиве картинной галереи им. И. К. Айвазовского).

---

  

Дарственная надпись К. Ф. Богаевскому
Дарственная надпись К. Ф. Богаевскому на книге М. Цветаевой Вечерний альбом, 1913 г.

К. Богаевский. Пейзаж с замком. 1912 г.
К. Богаевский. Пейзаж с замком. 1912 г.

Константин Богаевский. Крымский вид. 1898 г.
Константин Богаевский. Крымский вид. 1898 г.

 

 

         
  Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома  
  ---Феодосия Цветаевых
---Коктебельские вечера
---Гостиная Цветаевых
---Марина Цветаева
---Анастасия Цветаева
---"Я жила на Бульварной" (АЦ)
---Дом-музей М. и А. Цветаевых
---Феодосия Марины Цветаевой
---Крым в судьбе М. Цветаевой
---Максимилиан Волошин
---Василий Дембовецкий
---Константин Богаевский

---Литературная гостиная
---Гостевая книга музея
 
         
  Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей  
  ---Хронология М. Цветаевой
---Хронология А. Цветаевой
---Биография М. Цветаевой
---Биография А. Цветаевой
---Исследования и публикации
---Воспоминания А. Цветаевой
---Документальные фильмы

---Цветаевские фестивали
---Адрес музея и контакты
---Лента новостей музея
---Открытые фонды музея
---Музейная педагогика
---Ссылки на другие музеи
 

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)
Итоговая архивная версия сайта не обновляется и обновления не планируются

.


 

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник "Киммерия М. А. Волошина"

Вы находитесь на неофициальных страницах, посвящённых музею М. и А. Цветаевых в Феодосии. Никакого отношения к музею, как государственному учреждению, эти страницы не имеют.