Письма К. Ф. Богаевского (1904-1941 годы) :: назад :: дальше :: к содержанию Мысли об искусстве в 75 письмах за 40 лет творчества 1904 (01) --- 0906 --- (02) --- 1907 --- (03::04::05::06::07) --- 1908 --- (08::09::10::11) Примечания к содержанию писем (№№) Марина и Анастасия Цветаевы и семья Богаевских «Полная уютных семейств, дружеских праздничных сборищ, ожидания гостей, наивного восхищения талантом…», - такой увидели сестры Цветаевы Феодосию. Одним из таких «уютных семейств» были и Богаевские, в скромном доме которых всегда царили гостеприимство и хлебосольство. С семьей Богаевских – художником Константином Федоровичем и его женой Жозефиной Густавовной сестры Цветаевы познакомились еще во время своего первого приезда в Феодосию - в 1911 году. Константин Федорович любил и хорошо знал русскую и западно-европейскую поэзию. Жозефина Густавовна в своих воспоминаниях, которые она назвала «Беглые заметки о жизни К. Ф. Богаевского», писала: «…любил безмерно Пушкина, Лермонтова, часто цитировал их; любил лирику Гете и Гейне…». И хотя Цветаева была начинающим поэтом, она не могла не заинтересовать Богаевского; к тому же от ее стихов был в восторге сам Волошин. В Феодосии Богаевские славились прекрасными вечерами. Их проводили в огромной, но очень красивой и уютной мастерской Константина Федоровича, которая поражала каждого, побывавшего в ней. В главе книги «Вечер у Богаевских» Анастасия Цветаева, обладавшая прекрасной памятью и наблюдательностью, описывает обстановку мастерской: «Высокая просторная мастерская. Огромные окна. По стенам, как упавшие книжные полки, ряды стоящих в скромной замкнутости этюдов – всех величин. Это заботливая рука жены художника учреждает порядок в бурном творчестве мужа, скромного, замкнутого. Дом Богаевского-Дуранте. Итальянский размах высот и размеров, света - тени – кисти! И германская чистота и гармония земного воплощения. Две крови в хозяйке дома - итальянская и немецкая – сама улица, где стоит дом, носит название Дуранте. Рано оставшийся сиротой встретил в юности золотоволосую - тосканское золото! – Жозефину, и в глазах ее – синих - был цвет утренней Адриатики. Детей у них нет; вдвоем идет жизнь. Но друзей у Богаевских – весь цвет Феодосии, Крыма и обеих столиц. И руками трудолюбивой хозяйки, бережливой, умелой, искусной – в скромном доме художника цветут гостеприимство и хлебосольство – два вечно благоуханных цветка». Также Анастасия Цветаева дает портретную зарисовку хозяев дома: «Хозяин, Константин Федорович, невысокий, тонкий в сером костюме; легкая седина тронула его волосы и пышные усы, длиннее, чем носят. Узкое лицо со впадинами у щек, длинный, неправильный нос и большие карие печальные глаза под тяжелыми веками, под густыми бровями. Он весь - скромность и благожелательность. Говорит очень мало и всегда остроумное, неожиданное. И его шутки очищены от тех привычных ироний и сарказма, какими блещет век. Жозефина Густавовна, как бывает в Богом данных союзах, - противоположность мужу: стройный стан, правильные черты, синева сияющих глаз и – тосканская? Или глубина германских лесов – сказочная золотоволосость. Молодость - позади. Но идет тихая победоносная зрелость. Еще далеко до заката, и жизнь – как полная чаша, поднесенная к благодарным устам». В 1912 году сестры в Феодосию не приезжали. В конце февраля 1912 года Марина Цветаева с Сергеем Эфроном уехали в свадебное путешествие Они побывали в Италии и Франции, в Шварцвальде, жили в Париже. В апреле 1912 года с острова Сицилия из города Катании Марина Цветаева отправила открытку семье Богаевским. Вот ее содержание: "Катания, 24/11 апреля 1912 года. «Милые Жозефина Густавовна и Константин Федорович, из Палермо мы приехали в Катанию. Завтра едем в Сиракузы. Ах, Константин Федорович, сколько картин Вас ждут в Сицилии! Мне кажется, это Ваша настоящая родина. (Не обижайтесь за Феодосию и Коктебель!) В Палермо мы много бродили по окрестностям, были в Монтреале, где чудный старинный бенедиктинский монастырь с двориком, напоминающим цветочную корзинку, и мозаичными колоннами. После Сиракуз едем в Рим, оттуда в Базель. Если захочется написать, то адрес: Ледвеиг, Базель, до востребования. Всего лучшего. Сережа шлет привет». М. Э." В 1913 году в Коктебеле Марина Цветаева оставляет дарственную надпись на книге «Вечерний альбом»: «Константину Федоровичу Богаевскому – гениальному художнику и прелестному человеку». Марина Эфрон, урожд. Цветаева. Коктебель, 21 мая 1913 г. А на обороте шмуцтитула – автограф стихотворения М. Цветаевой «Сердце, пламенней, капризней…». Дружба с Богаевским продолжалась вплоть до 1917 года, последнего приезда Цветаевой в Феодосию. Константин Федорович и в дальнейшем интересовался творчеством Цветаевой. Свидетельство тому - бережно сохраненная рукопись на пяти листах ее стихов 1917 года, переписанных неизвестным лицом (Сейчас этот документ находится в архиве картинной галереи им. И. К. Айвазовского). --- |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|