Старый Крым на портале Киммерия


----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Старый Крым - город музеев


Старокрымский литературно-художественный музей
Житель Старого Крыма Григорий Николаевич Петников

Более десяти лет в Старом Крыму жил и творил чрезвычайно интересный и разносторонне одаренный человек — Григорий Николаевич Петников. Он родился в 1894 году в Петербурге, обучался в Московском и Харьковском университетах. В Харькове он увлекается футуризмом, здесь же он вместе с Велемиром Хлебниковым подписали манифесты «Труба марсиан» (1916) и «Воззвание Председателей Земного Шара» (1917). Эти футуристические программные документы провозглашали, что нашей планетой должны управлять поэты и фантасты, возглавлять которых должен был Председатель Земного Шара, а Первым обладателем этого необычного поэтического титула был Велемир Хлебников. Передаваемая по наследству должность второго Председателя досталась Григорию Петникову, который, в свою очередь, завещал ее Леониду Вышеславскому.

Материальные свидетельства прошедших веков существования Старого Крыма
Материальные свидетельства прошедших веков существования Старого Крыма

Футуризм (от латинского — «будущее») — литературно-художественное направление начала XX века в Италии и России. В 1909 году итальянский поэт Филиппе Томмазо Маринетти опубликовал «Манифест футуризма», положив начало этому движению. Футуристы отвергали прошлое, традиционную культуру во всех ее направлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни. В живописи футуристы использовали пересечения, сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов. После первой мировой войны футуризм угасает, однако в 1920-х годах движение реанимируется, получая название «второго футуризма». В России футуризм проявился главным образом в поэзии, а наиболее известными представителями этого направления были В. Маяковский и В. Хлебников. В российской живописи существовало направление кубо-футуризма (Д. Бурлюк, О. Розанова).

Когда футуристическое увлечение иссякло, Петников, знавший несколько европейских языков, активно занялся переводами. На русский язык он перевел мифы древней Греции, произведения немцев Рильке, Бехера, Цвейга, французов Малларме и Рембо, американца Сендберга. Петников по-детски любил сказки, и благодаря ему мы смогли прочесть знаменитые сказки братьев Гримм, украинские и белорусские народные сказки. Григорий Николаевич перевел на русский язык поэтические произведения Тараса Шевченко, прозу Ивана Франко и Марко Вовчок.

В годы Гражданской войны Петников успел побывать на государственной службе — был председателем Всеукраинского литературного комитета Наркомпроса, отличился и на полях сражений, участвуя в боях под Харьковом, на юге Украины, штурмуя Перекоп. Во время Великой Отечественной войны Петников выпускал сатирические сборники, готовил «Окна ТАСС», выступал со стихами в госпиталях. Наверняка эти выступления впечатляли раненых, ведь Григорий Николаевич обладал и незаурядным артистическим даром: звучным голосом с богатыми интонациями, пластической жестикуляцией. Не зря ведь сам Всеволод Мейерхольд, театральный режиссер с мировым именем, приглашал Петникова работать в его театре.

В 1958 году Петников с женой и дочерью переехал из подмосковного Малоярославца в Старый Крым. Здесь изданы его поэтические сборники: «Заветная книга» (1961), «Открытые страницы» (1963), «Утренний свет» (1967) и «Лирика» (1969). Об этом творческом периоде Григория Николаевича с восхищенным удивлением пишет В. Субботин: «Что случилось с Петниковым? ...Старый поэт. И я не знаю, не знаю, что случилось и как это произошло, но стали выходить у него прекрасные юные книги, молодые, полные красок дивных. Чудесная палитра, где смешаны вместе все краски Подмосковья и юга Украины. Поэзия — это тайна. Владеющий тайной поэзии Петников писал все лучше и лучше».

--

Поражает обширный круг знакомых и друзей Петникова: В. Маяковский, Н. Асеев, В. Хлебников, братья Бурлюки, К. Малевич, Н. Альтман, М. Синякова, Г. Серебрякова, П. Филонов, В. Мейерхольд, И. Оренбург, Б. Пастернак, В. Сосюра, Н. Тихонов, Е. Евтушенко... Многие из них посещали Петникова в Старом Крыму, считая за честь для себя дружбу или просто знакомство с этим благородным и чистым человеком. Обаяние личности и творчества Григория Николаевича Петникова поразительно тонко раскрыл Николай Тихонов: «Певец утреннего света, раскрывший в стихах и богатство человеческих ощущений, и всю нежность и чуткость больших человеческих отношений, переживаний любви и дружбы, грусти и тревоги». Умер поэт 10 мая 1971 года, похоронили его по соседству с могилой Грина. Как завещание ныне живущим, звучат его строки:

Я посылаю вам сиянье мирных гор,
Обрывок облака от киммерийской тризны,
Листки с прожилками крылатых строф,
Примите их на память о горящей жизни...

Соратник Петникова по поэтическому цеху Леонид Вышеславский часто приезжал в Старый Крым, навещая своего старшего друга. Впечатления от этих встреч и от самого города остались в его стихах и выступлениях. Жизнь последнего Председателя Земного Шара оборвалась трагически — его обнаружили мертвым, полностью раздетым, в холодном подъезде киевского дома, 26 декабря 2002 года. Скорее всего он стал жертвой грабителей... Похоронен Вышеславский в Киеве, а не в Старом Крыму, как сообщают некоторые источники. Его дочь, художница, Ирина Леонидовна, купила дом в Старом Крыму и мечтает создать в нем Музей футуризма. Два последних Председателя Земного Шара — Петников и Вышеславский — вновь смогут быть вместе.

на верх страницы::Музейный комплекс::Старый Крым::на главную


Поиск по сайту


Старый Крым: коротко о главном
Старый Крым: схема туриста

Старый Крым - город-курорт

Природные условия и климат
Легенды Гриновской тропы
Горные и лесные массивы
Санаторий "Старый Крым"

Старый Крым - старинный город

История города Старый Крым
Двадцать две версии имени
Солхат :: Крым :: Левкополь

Старый Крым - город музеев

Музейный комплекс города
Литературно-художественный
Дом-музей А. С. Грина
Дом-музей К. Паустовского
Музей культуры и быта татар
Музей истории и краеведения
Музей школы-гимназии №1

Памятные места Старого Крыма

Мемориальный комплекс
Средневековая церковь
Мечеть султана Бейбарса
Мечеть Узбека и медресе
Мечеть Куршум-Джами
Развалины караван-сарая
Источник св. Пантелеймона
Старокрымское кладбище, в т.ч.
---могила Александра Грина
---могила Юлии Друниной

В окрестностях Старого Крыма

Монастырь Сурб-Хач, в т.ч.
---история создания обители
---об отцах-основателях
---монастырская трапезная
---духовность и просвещение
---закат славы монастыря
---восстановление обители
---современное состояние
---будущее монастыря

Монастырь Сурб-Степанос, в т.ч.
---возвращение имени
---в густой тени соседа

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.