Старый Крым - город музеев |
Старокрымский литературно-художественный музей После присоединения Крыма к РоссииВторой зал посвящен Старому Крыму после присоединения его к России. Благодаря акварелям Матвея Иванова, можно представить город конца XVIII века. Здесь же экспонируются герб Таврической губернии и герб Старого Крыма. В мае 1787 года Левкополь (так тогда именовался Старый Крым) посетила Екатерина II. Вот как описывал эту часть ее путешествия в «полуденные страны» французский граф Филипп де Сегюр, сопровождавший императрицу в числе других иностранных гостей: «Мы продолжали путь по берегу Тавриды и прибыли в Старый Крым в 20-ти верстах от Судака и столько же от Феодосии. Старый Крым стал известный с VI века, в XIII стал значительным городом по торговле... Греки называли его Каркой, а татары — Эски-Крымом, то есть, старой крепостью. Императрица дала ему наименование Левкополя. Мы проехали по обширной долине, окруженной горами... и в несколько часов достигли стен, или лучше сказать развалин несчастной и знаменитой Феодосии". Элементы материальной культуры: кухонная посуда, резьба по камню, керамическая труба
В экспозиции музея имеется фотография кареты, в которой путешествовала Екатерина II, а также изображение Екатерининского фонтана — таким, каким он был тогда. Фонтан, в беседке которого императрица пиле чай, существует и ныне, но состояние его чрезвычайно плачевное. Еще один свидетель этого знаменитого путешествия присутствует в музее, но не в зале, а на территории музея — это так называемая «екатерининская миля». Автором этого сооружения в стиле русского классицизма был талантливый зодчий Иван Старов, сама же миля является памятником архитектуры XVIII века. Растиражированные в огромном количестве, эти дорожные вехи были установлены на всем пути следования императрицы — от Петербурга до Феодосии — от моря до моря. Они помпезно символизировали выход России к черноморским берегам. Еще несколько десятилетий назад «екатерининские мили» можно было наблюдать на местах их первоначальной установки, но затем они стали катастрофа чески быстро исчезать. Одна из последних сохранившихся «миль» находилась между Старым Крымом и Феодосией — возле поворота на село Отважное. Никто это сооружение в архитектурно-историческую Красную книгу не заносил, поэтому сотрудники старокрымского музея, не дожидаясь полного исчезновения этого вида экспонатов, проявили похвальную инициативу и перевезли ценный исторический памятник в свой музей. -- Другие экспонаты этого зала рассказывают о заселении крымских и старокрымских, в том числе, земель после присоединения их к России — русские, армяне, болгары, немцы стали обосновываться здесь в конце XVIII — начале XIX веков. В музее хранятся многие вещи знаменитого болгарского врача Н. С. Карджиева, долгие годы жившего в Старом Крыму. В этом зале много мебели XIX — начала XX веков, музыкальные инструменты представлены цитрой и пианино — все это восстанавливает дореволюционный интерьер дома, в котором жила зажиточная семья. Нее залы музея пропитаны духом пребывания в этом городе людей, чье творчество прославило культуры многих народов. Дореволюционный Старый Крым помогает воссоздать в воображении посетителей иллюстрированный практический путеводитель по Крыму Григория Москвича, изданный в 1915 году: «Город Старый Крым оживляется летом, когда сюда съезжаются дачники. Окрестности Старого Крыма изобилуют целебными травами и аптекарскими растениями. Прекрасный воздух, особенно чистый в этой возвышенной местности, чрезвычайно живописное местоположение, близость Феодосии, дешевизна жизни — всё это способствует тому, что число приезжих с каждым годом увеличивается». Это описание дополняют фотографии и открытки той поры, которые сохранили внешний вид многих исчезнувших архитектурных памятников города: Успенской и Армяно-Григорианских церквей, Георгиевской часовни, часовни св. Анны. | | Литературно-художественный музей |
на верх страницы::Музейный комплекс::Старый Крым::на главную |