Достопримечательности Старого Крыма |
Армянский монастырь Сурб-Степанос возвращение имени«Затем мы наняли телеги и поехали в город Кирам — пишется через КИ и РА — город большой и красивый, из владений султана великого Мухаммеда Узбекхана. С его стороны (поставлен) над ним эмир, имя которого Тулуктумур — пишется оно через ТУ, ЛУК и МУР. Один из служителей этого эмира сопровождал нас на пути нашем и известил его в прибытии нашем... Мы остановились в ските, старшиною которого (шейх) заде Эль-Хоросани... Этот шейхзаде сообщил мне, что за чертой этого города (живет) монах христианский в монастыре, служа в нем Богу да усердно постясь, и что он дошел до того, что (пост его) длится 40 дней сряду, что потом он разговляется одной бобовникою и что ведает (сокровенные) дела», — так описывал свое посещение Солхата в 1332 году арабский путешественник Ибн-Баттута. Монастырь Сурб-Степанос: остатки стены в глухом лесу
Очень интересно в этом рассказе сообщение о христианском монахе и монастыре в окрестностях города. Многие годы исследователи крымского средневековья ссылались на это, как на одно из первых документальных подтверждений о монастыре Сурб-Хач. Еще каких-то тридцать лет назад из-за типографской опечатки XIX века считалось, что строительство монастыря было начато в 1338 году. Несоответствие этой даты с годом, указанным Ибн-Баттутой, было незначительным и особо не смущало ученых, ведь существовали тогда версии о существовании армянского монастыря еще в XIII веке. Не так давно ошибка в исчислении дня рождения Сурб-Хача была исправлена, и монастырь был омоложен на 20 лет. Свою историю он начинает с 1358 года. Следовательно, Ибн-Баттуте рассказывали о другом» более древнем, чем Сурб-Хач, монастыре возле Солхата — Кирама. Наличие этого, другого и более раннего монастыря не только вводило в заблуждение многих историков, но и объясняет причину их заблуждений. Он недолго просуществовал, упоминаний о нем сохранилось мало, да и именовался монастырь по-разному. -- Сейчас за ним закрепилось постоянное имя — монастырь Сурб-Степанос. Развалины его находятся южнее Сурб-Хача, примерно в трех километрах от своего более молодого, но более знаменитого собрата. Когда-то там проходила дорога, соединявшая Судак и Солхат, — вот возле этой дороги монастырь и был построен. До нашего времени от монастыря сохранились лишь остатки фундамента; его очертания дают основания предполагать, что здесь стояла трехнефная армянская церковь, внутренние размеры которой (8,4 на 8,6 м) превосходят габариты храма Сурб-Ншан, монастыря Сурб-Хач. начало::окончание |