|
Мечеть хана УзбекаВ центральной части города, на улице Халтурина, стоит древнее здание - так называемая мечеть Узбека и руины примыкающего к ней здания медресе (духовного училища). Этот чрезвычайно интересный по своим архитектурным достоинствам исторический памятник является одной из главным достопримечательностей города, действующей святыней для всех крымский татар. Комплекс мечети и медресе и по сей день привлекает к себе внимание ученых-историков, многочисленных простых любителей древности. Мечеть очень проста по своим формам — это шестистолбная прямоугольная базилика, перекрытая двухскатной крышей. В юго-восточный угол мечети встроен высокий минарет, вход в который ведет из самой мечети по винтовой лестнице. Минарет и лестница лишь недавно были восстановлены. Главный вход в северной стороне обрамлен высоким резным порталом, на котором сохранилась арабская надпись, сообщающая, что храм построен в 1314 году в период правления хана Узбека. Это упоминание имени хана и послужило поводом к тому, что за постройкой закрепилось название — мечеть Узбека. -- Внутри мечеть разделена на три нефа (неф (корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов) параллельными рядами тонких граненых колонн. В южной стене мечети находится михраб — своего рода алтарная ниша — с богатым резным обрамлением. Специалисты считают михраб и портал наиболее интересными элементами мечети, так как они представляют собой высокохудожественные образцы резьбы ни камню.
В период правления Золотой Ордой хана Узбека (1312-1342 годы) Солхат, как и все татарское государство, достигает наивысшего расцвета. При Узбеке среди татар широко распространяется ислам, он же повелевает в Солхате выстроить мечеть. Чтобы укрепить новую религию, хан даже прибегает к весьма крутым мерам: по его приказу были убиты шаманы, прежде игравшие в жизни золотоордынцев значительную роль. Мечеть Узбека стала главным мусульманским храмом средневекового Солхата, она была соборной и в 1512-1513 годах при Менгли-Гирее I, о чем сообщал Эвлия Челеби. Мечеть и медресе неоднократно были объектами исследований, начиная с XVII века, когда Эмилио Доротелли д'Асколи, бывший католический префект «Кафы и Татарии», оставил датированное 1634 годом «Описание Черного моря и Татарии». О культовом комплексе там говорится следующее: «Там до сих пор стоят большие красивые ворота искусной работы из мрамора, совершенно уцелевшие. Внутри стен видно еще одно учебное заведение, называемое медресе». Мечеть Узбека и медресе исследовала в 1925-1926 годах археологическая экспедиция во главе с профессором Бороздиным И. Н., зарегистрировавшая около 800 наименований всякого рода находок и фрагментов. Эта экспедиция выявила в памятниках Солхата присутствие многих черт малоазийского искусства сельджукской Турции. Много лет, начиная с 1978 года, в Старом Крыму работает экспедиция Государственного Эрмитажа, изучающая культуру Золотой Орды. Основными объектами исследования санкт-петербургские ученые избрали мечеть Узбека и медресе. В 1978-1981 годах экспедицией Государственного Эрмитажа наиболее интересные в научном и художественном плане мусульманские надгробия были отправлены и Ленинград. начало::окончание |
|
|