|
Мечеть Узбека и медресеОбщественные постройки средневекового Старого Крыма можно отнести к числу выдающихся памятников зодчества того времени и мечеть хана Узбека наиболее значимая из них. Это довольно большое сооружение, вытянутое с севера на юг, под черепичной кровлей с входом на северной стороне. Дверь его обрамляет великолепный каменный резной портал с надписью упоминающей имя хана Узбека. Один из переводов этой надписи гласит: "Да будет благодарение Всевышнему за руководство на путь истинный и милось Божия на Мухаммеде и его преемниках. Строитель сей мечети в благополучие владычествования великого хана Мухаммеда (да будет владычество его вечно!) смиренный раб, нуждающийся в милоседрии, Божьием, Абдул Гази Юсуф, сын Ибрагима Избали, 714 года хиджры". Хиджра - мусульманское летоисчисление, исчисление лет от переселения Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину в 622 году от Рождества Христова. -- Над входом в мечеть широкий фронтон, покрытый разноцветной глазурью с причудливыми арабесками. Здание венчал светло-голубой купол с драгоценными камнями. Портал украшен эпиграфическим орнаментом, то есть надписью в виде резьбы, он сочетается с богатым растительным орнаментом, свидетельством высокого, виртуозного искусства камнерезов. Портал сохранился неизменным с 14-го века. Над порталом большая арка, выполненная из кирпича, арочный камень держится без раствора. Этот элемент не является аутентичным и есть результат позднейших перестроек мечети.
Левее портала минарет. Так как минарет встроен непосредственно в здание. Эта черта в архитектуре мечети говорит о ранней постройке здания. Позже минареты строились рядом с мечетями. Их могло быть несколько. Внутреннее пространство мечети, подобно византийской базилике, разделено на три нефа двумя параллельными рядами тонких гранёный колонн с продолговатыми сталактитовыми капителями. Сталактит - представляет собой рельефный узор, названный так за сходство с естественными натёчными образованиями в карстовых пещерах. Неф - архитектурная деталь, вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих сторон рядами колонн или столбов. Колонны внутри мечети выполнены из камня известняка. "Сталактиты" разнообразны по рисунку, собраны в изящный, расширяющийся кверху пучок-цветов. Симметрия нисколько не засушивает их. Они "живут", собранные в букеты. Каждый из элементов капителей (верхние части колонн), казалось бы одинаковых, повторяющихся, таит в себе маленькое нарушение геометрического стереотипа. Стволы тонких колонн просты. Они органично срослись с капителями, точно натянутые струны "в обители Аллаха". Солнечный луч, проникая сквозь верхние боковые окна играл на колоннах, по-разному отражаясь от каменных граней. Окна расположены высоко вверху, чтобы в мечеть могли проникать лучи Солнца и "взгляд Аллаха". Легко можно представить, как из верхних окон солнечный свет стекал по граням колонн, заставлял вспыхивать цветные ковры на полу и затухал в глубине храма у затенённой южной стены с её глубоким, погружённым в сумрак михрабом. Михраб направлен в сторону Мекки. Он обрамлён великолепным орнаментом ручной работы. Конха, сферическое перектырие ниши михраба, тоже отделага "сталактитами", всё это сияло разноцветными красками. Подлинная полихромия (многоцветная роспись) михраба не сохранилась. Реставраторам ещё предстоит открыть реальное содержание художественной росписи этого памятника. начало::окончание |
|
|