| |
Достопримечательности Старого Крыма |
Средневековый монастырь Сурб-Хач центр армянской духовности в КрымуВ первой половине XVIII века произошло какое-то сильное разрушение монастыря, что привело к его комплексной вторичной перестройке. В стену центрального двора монастыря вмонтирована мраморная плита со следующей надписью: «Милостью Божией монастырь Сурб-Хач вторично возобновлен великолепно, а также и храм, и наружные дворы с окружающими стенами; он — престол всего нашего народа григорианского вероисповедания на острове, т. е., Кафы, Карасу, Бахчисарая, Геозлу, всех сел с Каушанами (и) притом с Румелией общее название завоеванных в ХIV-ХVI веках турками-османами балканских стран. конца XVI до XIX веках — турецкая провинция с центром в Софии, - прим. сост.), коих мужи и жены, побуждаемые благочестивым рвением любви и милосердием, содействовали сему во времена епархиального начальника острова архиепископа Адама, ученика Иоанна, патриарха Константинопольского из города Багеша. Он был радетелем и виновником перестройки, приложив много труда ради спасения души своей и предков. Год спасителя нашего 1751, лета армянской эры 1200». Мраморная плита с надписью в стене монастыря Сурб-Хач
Инициатора этой надписи невозможно упрекнуть в лаконичности; зато сколько одновременно ценной информации для любителей и исследователей старины подарила эта плита: дата строительства, имена церковных правителей той поры, территория епархии, факт пожертвований на строительство монастыря со стороны прихожан. При монастыре многие столетия, начиная с XIV века, работала духовная школа. И преподавали в школе не только богословие, здесь изучались и светские предметы: философия, география, математика, грамматика, риторика... Лучшие ученые из Армении и других стран приезжали в монастырь обучать учеников школы. Кроме того, школа являлась известнейшим очагом культуры: учеников не только учили рукописному делу и искусству художественной миниатюры, в разное время здесь жили и творили известные деятели армянской культуры. Среди них следует отметить переписчика и педагога Матера и его сыновей — мастеров книжной миниатюры Аветиса и Степаноса. -- В одно время с ними творили художник и переписчик Григор Сукиасанц, миниатюристы Киракос и Аракел. Для армянских переселенцев вообще характерно стремление к образованию и культуре. В крымских армянских центрах, которыми были в ХIII-ХVIII веках Кафа, Сурхат (армянское название средневекового Старого Крыма) и Судак, открывались школы, основывались скриптории — мастерские рукописной книги, украшавшейся миниатюрами. Еще до создания монастыря Натер, его сыновья Аветис и Степанос, а также Григор Сукиасанц и Киракос в сурхатском скриптории создавали настоящие рукописные жемчужины. Свою работу они затем продолжили в монастыре Сурб-Хая совмещая ее с педагогической работой в монастырской школе. Многие армянские крымские рукописи были сохранены. Они были вывезены армянами при переселении и хранились долгие годы в Новой Нахичеване, как у частных лиц, так и в построенных там армянских храмах. Свыше 340 старинных рукописей уже в годы Советской власти были переданы в Ереван, в Матенадаран. Крымские армянские рукописи украшенные миниатюрами, находятся в других коллекциях: в Вене, Венеции, Иерусалиме. Наиболее ранними считаются сурхатские рукописи с миниатюрами, относящиеся к началу XIV века. В XV веке в монастыре работает педагог и календаровед Акоп Крымеци, ритор Саркис. В более поздние времена здесь преподавали и творили поэты Степанос Тохатеци, Хачатур Кафаэци, Габриэл и многие другие. | |
|