Вступительная статья о жизни и творчестве К. Ф. Богаевского :: читать дальше :: к содержанию Известный русский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР К. Ф. Богаевский вошел в историю нашего искусства как выдающийся мастер пейзажной живописи. Неповторимая оригинальность произведений Богаевского отличала его от других пейзажистов, работавших в конце XIX — начале XX века. Он стал создателем героико-романтических картин, посвященных преимущественно восточному побережью Крыма — легендарной стране Киммерии [1]. Источником вдохновения художника служили виды окрестностей древних крымских городов — Феодосии, Керчи, Судака, Бахчисарая. Обращение Богаевского к крымскому пейзажу во многом определялось тем, что он был уроженцем Феодосии и прожил здесь всю свою жизнь. Художник безраздельно любил неяркое, суровое побережье восточного Крыма со следами обитания прошлых цивилизаций и стал его вдохновенным певцом по призванию, по внутреннему влечению. В 1939 году, на склоне лет, Богаевский, как бы определяя основу своих творческих исканий, писал: «Древние греческие поэты и историки, говоря о Крыме, называли его легендарным именем «Киммерия» — по имени обитавшего здесь когда-то народа киммерийцев. «Киммериан печальная область[...]» — так именует наш край Одиссей. В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли — величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, с своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником [...]»[2]. Творчество Богаевского делится на два периода. Первый относится к дореволюционному времени, к 1910-м годам, а второй — к советскому, к 1920—1940-м годам. По определению В. И. Ленина, «в каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная (а в большинстве еще черносотенная и клерикальная) — притом не в виде только «элементов», а в виде господствующей культуры» [3]. Основываясь на этом положении, мы можем дать оценку развитию русской культуры рубежа XIX—XX столетий. Реалистическое искусство в этот период переживало новый подъем. Революция 1905 года еще больше упрочила демократические принципы творчества большинства художников Товарищества передвижных художественных выставок и определила расцвет прогрессивных тенденций в деятельности представителей таких художественных группировок, как «Мир искусства» и Союз русских художников. Однако на характер развития творчества ряда художников этих объединений оказывали свое влияние и буржуазные, декадентско-индивидуалистические воззрения, особенно усилившиеся после поражения революции, в период разгула реакции. Творчество Богаевского отражает сложность путей развития реалистического искусства в эту бурную эпоху. Продолжатель реалистических традиций пейзажной живописи А. И. Куинджи, он в то же время обращается в своем искусстве к художественным исканиям эпохи. Значительное влияние оказали на творчество Богаевского художники «Мира искусства», которые на протяжении 1898—1904 годов формировали стилистические особенности и эстетические нормы. Уже в начале 1900-х годов он проявляет живой интерес к творчеству представителей «Мира искусства», а в 1911 году становится членом этого объединения. --- | Н. Барсамов. Портрет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|