Дореволюционный период творчества Богаевского :: назад :: дальше :: к содержанию По инициативе Кандаурова эти три панно Богаевского в 1912 году были показаны на выставке «Мира искусства», что очень огорчило художника, который считал их не выставочными. Он всегда был такого мнения, что интересы заказчика ограничивают творческий замысел автора и мешают ему раскрыться свободно, поэтому в заказных вещах чувствовал себя скованным. Очевидно, это относилось и к его работе над панно для Рябушинского, личные вкусы которого в какой-то степени определили «старание» художника придать своим картинам особую эффектность, оригинальность и внешнюю красивость. В 1910-е годы, изобиловавшие многообразием художественных направлений и течений в изобразительном искусстве, Богаевский оставался в рядах тех художников, чье творчество было тесно связано с традициями реалистической живописи. В своих лучших работах этого периода он создавал героико-романтические образы природы, в которых прослеживаются и крепкие связи художника с вековыми эстетическими ценностями, и его высокий профессионализм. К ним можно отнести, например, полотно «Киммерийские сумерки» (1911), представляющее грандиозную панораму восточного побережья Крыма в лиловом свете вечернего заката, с фантастическими скалами и древними городами на побережье, в котором ощущалось дыхание далекой старины. Произведение это было написано в плане живописных тенденций представителей позднего «Мира искусства», таких как Н. К. Рерих, А. Я. Головин, Б. М. Кустодиев, с ярко выраженным тяготением к монументализации, поэтической романтизации художественного образа. В этот период своего творчества Богаевский усложняет композицию пейзажей, раскрывает в них больше пространства, что усиливает эпическое звучание природы. Но, как и его гобеленам, картинам 1910-х годов присуща значительная доля театрализации. Художник упускает в них моменты жизненной непосредственности и зачастую трактует крымский пейзаж как унифицированный живописный фон для какой-нибудь сцены из древнегреческой мифологии или римской истории. Глубокий идейный кризис, охвативший значительные слои русского общества в предоктябрьское десятилетие, наложил определенный отпечаток и на творчество Богаевского.
--- | Художник не разделял крайних декадентских настроении, ведущих к отходу от основных принципов реалистического искусства, но стилистический поиск с годами все больше уводил его от действительности к надуманному романтизму, к сфере отвлеченной умозрительной трактовки художественного образа. Манера, выработанная им и помогающая слить воедино мечту и действительность, условность и реальность, за которыми читались мысли автора о вечности природы и бренности бытия, начала перерождаться в манерность. Постепенно он все основательнее оказывался в плену у искусства прошлого, и в его полотнах все отчетливее проступала рационалистичность, заслоняющая живую непосредственность чувства. Богаевский признавался Кандаурову: «Я все пишу эскизы — и все неудачно. Бог его знает, что со мной случилось; иногда мне кажется, что песня моя уже спета и вновь возродиться мне уже не под силу. Однако же оружия не думаю бросать и работаю почти без всякой надежды сделать что-нибудь новое» [99]. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|