|
Храм с аркадой |
Род Каталани северо-испанского происхождения. В 12 в. представители фамилии Каталани поселились в южной Франции, и после перемещения туда из Рима папского престола (т.н. Авиньонское пленение пап), они активно участвовали в миссионерской деятельности в странах Востока. В первой половине XIV в. один из представителей рода Каталани, францисканский монах Журден ди Северак ди Каталани был назначен Авиньонским папой епископом Индии. Представитель рода Каталани упомянутый в надписи на михрабе «храма с аркадой» был, очевидно, так же францисканским монахом, настоятелем монастыря который известен здесь по генуэзским письменным источникам. Здание, в котором находится музей, было, очевидно, храмом этого монастыря, располагавшегося до 1409 г. за пределами основной части города. Территория монастыря была обнесена каменной крепостной стеной, которую фланкировали с севера две башни.
Вызывает споры и фрагмент фрески, сохранившийся на западной пилястре (выступ в стене в виде части колонны) внутренней аркады здания. Этот фрагмент росписи обнажился в результате отслаивания штукатурки в 1958 году. На светло-сером фоне вырисовывается фигура в красноватом облачении с покрытой головой. По мнению О. Домбровского, это мужская фигура, изображающая святого с нимбом над головой. Однако не все специалисты согласны с этим мнением. Другие исследователи мечети полагают, что на фреске изображена женщина. В частности, искусствовед И. Ф. Троцкая считает, что это женский образ. Доказательством тому является, по её мнению, своеобразный капюшон или же платок на голове изображённого, который характерен только для женского образа. То есть, здесь изображена женская фигура с мафории (широком платке, покрывающем голову и плечи) и тунике.
--
Наиболее важные архитектурные узлы здания - своды, колонны, углы и наличники окон - выполнены из цельных, тщательно обработанных блоков. Капители колонн, наличники дверей и окон, сталактитовое навершие михраба украшены резным орнаментом. Орнамент интерьера чаще всего в литературе определяется как сельджукский, однако есть мнение, что его не следует обязательно связывать с пребыванием в Суроже турок-сельджуков в 20-е годы 13-го века. Этот стиль вообще характерен для архитектуры и орнаментики ряда средневековых памятников Крыма, которые по своему местоположению исключают присутствие там сельджуков. С. Хмельницкий полагает, что орнаментика мечети выдержана частично в стиле турецкой архитектуры 15-16-го веков, и частично - армянской, с неясной датировкой. Как бы то ни было, в орнаментах чувствуется местная традиция резьбы по камню.
После 1475 г. здание было вновь обращено в мечеть и известно в источниках как Падишах-Джами или Баязид-Джами. С 1778 по 1816 гг. здание служило православной гарнизонной часовней, некоторое время после того - лютеранской кирхой, а с 1883 г. - армяно-католическим храмом. С 1926 г. в «храме с аркадой» располагается историко-археологический музей. При исследовании М. А. Фронджуло оборонительной стены у юго-восточного угла мечети обнаружена площадка, которая была сооружена одновременно с мечетью. В кладке окаймляющих площадку стен найдены камни со следами фресок, аналогичные камням, имевшимся и в стенах мечети. Таким образом, оказалось, что первоначально мечеть стояла вообще за пределами городских стен, так как оборонительная стена крепости в это время шла от башни Коррадо Чикало к Консульской башне. Данный факт служит убедительным доказательством ошибочности предположения, что "здание построено генуэзцами".
Довольно подробный и, возможно, утомительный для некоторых читателей рассказ о мечети, её исследовании показывает, сколь многотруден и тернист путь археолога и историка. Как много усилий приходится прилагать учёным, чтобы объективно восстановить подлинную картину прошлого, избежать ошибок и, главное, не упорствовать в них, коль скоро прежние утверждения оказались заблуждением. Ныне в мечети размещается музейная экспозиция, в которой представлены материалы археологических раскопок и фотографии памятников Судакской крепости. Интересно сопоставить изображённые на фотографиях различные объекты крепости до и после реставрации. Вблизи мечети находится круглое в плане полуподвальное помещение. Яма, выложенная плитами, имела купольное перекрытие. По всей видимости, это был бассейн для хранения воды. В настоящее время яма засыпана грунтом.
начало::окончание
на верх страницы::Судакская крепость::Неизвестный Крым::на главную
Поиск по сайту |
|