Старый Крым на портале Киммерия


----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

История города Старый Крым


Караимы - представители иудейской общины

Многовековую историю имеет крымская иудейская община, включавшая в себя разные народности: кочевников хазарского каганата, тюркоязычных раввинистов — крымчаков, караимов, грекоговорящих евреев - раманиотов, говорящих на идише евреев — ашкеназов, субботников - принявших иудейскую веру православных славян. Крымские караимы были среди них одной из самой примечательных групп.

Рождение караимского движения ученые относят к середине VIII в. нашей эры, а местом его появления считается Багдад. Основателем этого альтернативного движения в иудаизме считается Анан бен Давид, который первым отрицать Талмуд — добавления к Ветхому Завету.

Поначалу ученики Анана называли себя "ананитами", но уже в IX веке последователи антиталмудического движения получают название "караимы". Это слово в переводе означает "читающие" и отражает главную особенность движения — почитание Священного Писания (Ветхого Завета) как единственного и прямого источника религиозной истины.

Проблема появления караимов на территории Восточной Европы, в том числе и в Крыму, до сих пор не имеет единого толкования. Сами же караимы в прошении к царю Александру I об этом говорили следующее: " Мы все караимы, потомки одного древнейшего Еврейского поколения, которое более четырех веков поселясь в Крыму впоследствии вместе с прочими крымскими народами поступило под благословенную державу Вашего Императорского Величества".

Первое письменное свидетельство о пребывании караимов в Крыму относится к 1278 году. Византийский караимский автор Аарон бен Иосиф А-Рофе сообщал, что в этом году в городе Солхате (Старом Крыму) состоялся спор между общинами караимов и раббанитов относительно начала месяца "тишри". Другие источники информируют нас о что, в том же XIII в. караимская община возникает и в Кафе: в 1292 году там строится караимская синагога.

Позднее, примерно в середине XIV века, возникает община в Чуфут Кале, ставшая затем самой крупной на полуострове. Кстати, Чуфут-Кале в переводе — "иудейская крепость". Были образованы затем караимские общины на Феодоро-Мангупе (XV в.) и в городе Гезлеве (Евпатория, XVII-XVIII вв.).

Интересный факт: первый печатный станок в Крыму находился в Чуфут-Кале и первая печатная книга выходит в свет тоже там. Караимская типография была основана на средства Исаака бен Синан-Челеби в 1731 году.

Если в качестве разговорного караимы использовали татарский язык, то во всех остальных случаях они пользовались ивритом — этот древнееврейский язык ими бережно хранился в качестве языка богослужения, поэзии, деловой переписки, научных трудов, надгробных эпитафий. Берегли караимы и биологическую чистоту своего народа — смешанные браки между ними и мусульманами были запрещены.

В конце XVIII века караимская община Крыма неожиданно возвышается. После присоединения Крыма к России полуостров покидают многие татары и турки, происходит полунасильственное переселение христианского населения. Караимы практически за бесценок скупают огромные земли почти опустевшего полуострова, становятся монополистами в торговле табаком, приносившей немалые прибыли. Вскоре караимская община Крыма, в которой насчитывалось тогда всего лишь две с половиной тысячи жителей, стала в экономическом отношении одной из самых процветающих во всей Российской империи.

--

Учитывая неприятие караимами Талмуда, который российские чиновники считали главным врагом христианства и сосредоточением христианской ереси, власти выделяют их из общей еврейской массы. Караимы получают ряд льгот и привилегий, в то же время на евреев-талмудистов обрушивается ряд указов, ограничивающих их экономические и социальные свободы: о двойном налогообложении, об обязательной службе в армии, о проживании только в "черте оседлости". Наивысшего своего признания от властей караимы достигают в 1863 году, получив полные права граждан Российской империи. Теперь они могли занимать государственные посты, обучаться в университетах, находиться на военной службе.

Процветание караимов прерывает революция 1917 года. Многие из них погибли в те годы, другие позже были раскулачены или расстреляны, у оставшихся отнимали дома, имущество, библиотеки, памятники религии и культуры... За годы советской власти численность крымских караимов сократилась с 8,5 тысяч (1912 г.) до 800 человек (1989 г.).

Тяжелый удар был нанесен по культуре и религии крымских караимов — ими почти утрачены татарский диалект и знание древнееврейского языка.

Уже в послеперестроечные времена многие караимы из стран бывшего Советского Союза выехали в Израиль — современные законы этой страны о репатриации стимулировали такое переселение. Последняя перепись населения Украины, проводимая в 2001 году, зафиксировала в Крыму 671 караима. Крупнейшие их общины находятся в Евпатории и Симферополе — приблизительно по 260 человек, около 100 караимов проживает в Феодосии, еще меньше — в Севастополе, Бахчисарае и Ялте. Все они пытаются возродить свои культурные и религиозные традиции.

назад::далее::содержание

на верх страницы::Старый Крым::на главную


Поиск по сайту


Старый Крым: коротко о главном
Старый Крым: схема туриста

Старый Крым - город-курорт

Природные условия и климат
Легенды Гриновской тропы
Горные и лесные массивы
Санаторий "Старый Крым"

Старый Крым - старинный город

История города Старый Крым
Двадцать две версии имени
Солхат :: Крым :: Левкополь

Старый Крым - город музеев

Музейный комплекс города
Литературно-художественный
Дом-музей А. С. Грина
Дом-музей К. Паустовского
Музей культуры и быта татар
Музей истории и краеведения
Музей школы-гимназии №1

Памятные места Старого Крыма

Мемориальный комплекс
Средневековая церковь
Мечеть султана Бейбарса
Мечеть Узбека и медресе
Мечеть Куршум-Джами
Развалины караван-сарая
Источник св. Пантелеймона
Старокрымское кладбище, в т.ч.
---могила Александра Грина
---могила Юлии Друниной

В окрестностях Старого Крыма

Монастырь Сурб-Хач, в т.ч.
---история создания обители
---об отцах-основателях
---монастырская трапезная
---духовность и просвещение
---закат славы монастыря
---восстановление обители
---современное состояние
---будущее монастыря

Монастырь Сурб-Степанос, в т.ч.
---возвращение имени
---в густой тени соседа

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.