Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей ДревностейФеодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 

Экспозиция караимского зала
Экспозиция караимского зала

Предметы быта горожан, начало XX века
Предметы быта горожан, начало XX века

Интерьер караимского дома, начало XX века
Интерьер караимского дома, начало XX века

Ваза для сладостей, XIX век
Ваза для сладостей, XIX век

 

 

  Зал №1 - природа Феодосии
Зал №2 - археология (малый зал)
  Зал №3 - археология (большой зал)
Зал №5 - Великая Отечественная война
       
  Зал №4 - Караимская слобода
Караимская община в Крыму
  Золотой век истории караимов
Национальные меньшинства

Караимская община в Крыму

Этнографический зал музея «Караимская слобода, конец XIX- начало XX века» знакомит посетителей с историей и культурой народов Крыма этого периода. Зал был открыт в июле 1990 г. Феодосийский музей стал первым среди музеев Крыма, в котором была открыта этнографическая экспозиция. Автор научной концепции создания экспозиции – старший научный сотрудник Гуров А.Н, дизайн – архитектор и художник Арефьева С.М. В зале представлены экспонаты из музейных коллекций, а также экспонаты, собранные научными сотрудниками у жителей города.

Название экспозиции «Караимская слобода» дано по названию одного из древнейших этносов, проживающих на территории Крыма.

Караимы – один из древнейших народов Крыма. Этнически – это результат смешения остатков древнего населения полуострова с переселившимися сюда тюрками, воспринявшими караимизм (один из толков иудаизма, отрицающий Талмуд). Караимское движение берет свое начало в г.Багдаде Абассидского халифата (на территории современного Ирака) в середине VIII века. Кроме отрицания Талмуда, караимы отличались от прочих евреев («талмудистов» или «раввинистов») празднованием Шаббата, проведением обряда обрезания, в законах ритуальной чистоты и степенях родства при заключениях браков, а также во времени проведения традиционных еврейских праздников, в устройстве синагог (кенасс) и литургической обрядности.

Термин «караимы» появляется в IX веке в трудах караимского теолога Вениамина бен Моше Нагавенди, назвавшего этим именем различные антиталмудические течения. Название «караим» («чтецы», «читающие») – это множественная форма от древнееврейского «карай» – отражает основную характеристику данного движения – почитание или чтение Священного Писания, то есть Ветхого Завета, как единственного и прямого источника религиозной истины.

Возглавлял караимское духовенство всей Российской империи гахам (с древнееврейского «мудрец»), на его содержание караимские общества отдавали определенные денежные суммы. Должность гахама была выборной. Первым гахамом был избран известный купец из г.Евпатории Соломон Бабович в 1839 году. Во главе каждой караимской общины стоял газзан, духовный глава общины. Его помощником был шаммаш (служка) и митапель (проповедник). Погребальные обязанности исполняли «хевра кадиша» (священное братство). Финансовыми делами заведовал казначей – габбай, а образованием – учителя-маскилы. Караимы в качестве языка богослужения, деловой переписки, литературы используют иврит (древнееврейский язык), а в качестве разговорного используют язык крымских татар.

Об истории караимов и времени появления их в Крыму ученые историки, литераторы и представители общественности спорят до сих пор. Первые сообщения о пребывании караимов на полуострове датируются 1278 годом. В это время в г.Солхате (г.Старый Крым) существовали общины караимов и раббанитов. В XIII веке возникает караимская община в г.Каффе (Феодосия). Около 1292 года в городе была построена караимская синагога (кенасса). В середине XIV века возникает караимская община в Чуфут-Кале, которая становится самой крупной и значительной в Крыму.

 

Посуда тюркских народов, XVI-XX веков
Посуда тюркских народов, XVI-XX веков

Полотенца. Ручная вышивка. XIX-XX века
Полотенца. Ручная вышивка. XIX-XX века

Посуда. Работа армянских мастеров. XVII-XX в.
Посуда. Работа армянских мастеров. XVII-XX в.

Интерьер городского дома, начало XX века
Интерьер городского дома, начало XX века

 



Вернуться на главную страницу сайта "Киммерия"

© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия сайта не обновляется и обновления не планируются.