----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Киммерии творческая слава: люди Феодосии и Коктебеля


Литературные общества Феодосии
Серебряного века русской культуры

начало::окончание::назад к содержанию

Деятельность литературных объединений существовавших в Феодосии в 1916-1920 годах, знаменует собой выход городского литературного процесса на качественно иной, более высокий уровень. Феодосийское литературно-художественное общество "Киммерика" возникло в начале 1915 года как объединение городской интеллигенции - литераторов, артистов, музыкантов. Однако условия военного времени позволили ему организационно оформиться лишь 12 октября 1916 года, когда состоялось его учредительное собрание. На нём присутствовало двести человек.

10 декабря 1916 года мизерным тиражом был издан небольшой сборник манифест под названием: "Феодосийское литературно-художественное общество "Киммерика": Очерк возникновения, организации и задач общества". Его появление свидетельствовало о стремлении творческой интеллигенции к объединению, основанному на близких взглядах и целях. Он состоит из вводной концептуальной статьи, в которой обосновывается необходимость новых форм искусства, даётся краткий очерк возникновения "Киммерики", намечаются цели и задачи объединения.

Автор вступительной статьи анонимен, однако исследователь В. П. Купченко высказал предположение, что им был М. Волошин. И действительно, кто, как не он, "первооткрыватель" Киммерии в поэзии и живописи, смог в то время предложить идею " киммерийской общности" деятелям культуры Феодосии!? "Киммерийская идея" стала концептуальной и объединяющей для феодосийской творческой интеллигенции начала 20-го века.

"Переселения народов, - пишет автор вводной статьи, - передвигающие границы империй, могут на время стереть и замести прахом такие города, но только на время. Буйные силы снова прорастают к свету, огонь пробивается из-под пепла, на старых фундаментах возникают новые стены, и жизнь снова приливает к поражённому нервному сплетению...

Но как в своём обширном историческом прошлом, так и в тесных пределах текущих лет, смысл существования Феодосии не столько в том, что она рождает сама, но и в том, что она - перепутье, на котором встречаются и к которому возвращаются. За последние годы её окрестности становятся местом работы и отдыха многих известных русских писателей, художников, артистов, музыкантов.

--

Это явление, связанное органически с её историческими судьбами, уже давно вызвало необходимость в существовании такого учреждения, которое могло бы быть первым узлом её духовной жизни, органом, который мог бы связать воедино все разрозненные, богатые духовные силы, так или иначе с ней связанные. Поэтому естественно учреждение в Феодосии литературно-художественного общества, названного "Киммерика".

Далее в разделе "Организация и задачи общества" говорится: "Общество ставит целью содействовать распространению литературного и художественного образования в населении и среди своих членов, а также оказывать помощь лицам, посвятившим себя литературному труду и художественной деятельности". Остаётся только сожалеть, что последовавшие вскоре события двух революций и гражданской войны не позволили полностью реализовать задачи "Киммерики": кроме лекционной деятельности и некоторых просветительских мероприятий общество ничем особенно выдающимся себя не проявило.

После падения монархии и революции в России активизировались процессы, направленные на осмысление свершившихся событий и выработку новых форм самосознания творческой интеллигенции. Свидетельством тому является уникальный феодосийский общественно-литературный журнал "Мы", названный "Журналом "Дома Юношества", первый номер которого вышел в апреле 1918 года.

"В вихре современных страстей, - писал в предисловии с весьма показательным названием "Новой дорогой" член редколлегии журнала Яков Цвибак (будущий эмигрантский публицист и писатель Андрей Седых, в 1977 году выпустивший в Нью-Йорке сборник "Крымских рассказов", сюжетно связанных с Феодосией), - в дикой пляске обезумевшей от ужаса толпы затихла наша творческая интеллигенция.

Умолкла наука перед народным бедствием, искусство пало из-за переоценки ценностей, а школа, будущий светоч культуры, перестала фактически быть автономной. Быть объективным, пройти, не оглянувшись на современность нельзя. И молодёжь академического органа оказалась на высоте своего положения. Она смогла даже в критический момент сказать правду, не быть субъективной и нести с гордостью стяг культуры.

Говорить правду, как бы она ни была тяжела, - вот тезис культуры, и здесь, на страницах журнала, выразим правдивые мысли о жизни, вознесём должную дань забытой песне красоты и искусства, поделимся нашими взглядами на современные явления и живо откликнемся на интересы школьников, на интересы наших учащихся. Вперёд, по новой дороге, отбросив страх, и с правдой на устах будем петь наш Гаудеамус... В первой пробе пера пусть выразятся наши чаянья, и наш орган печати будет дорог нам как первый шаг нашей юной, ещё не испытанной мысли".


Поиск по сайту


Национальная феодосийская
картинная галерея Айвазовского


И. К. Айвазовский - биография
Киммерийская школа живописи

Феодосийский литературно
мемориальный музей А. С. Грина


Алые паруса страны Гринландия
Хроника жизни и творчества

Феодосийский муниципальный
музей Древностей

Феодосийский музей Древностей
История музея - Краеведение - Археология
Народы Крыма - Лапидарный дворик

Феодосийский музей
Марины и Анастасии Цветаевых
музей Марины и Анастасии Цветаевых
Марина и Анастасия Цветаевы
жизнь сестёр в Феодосии

Феодосийский народный музей
скульптора В. И. Мухиной


Мемориальная комната - Мастерская
Творческое наследие - Достояние нации



© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.