| |
Виртуальное путешествие по музею В. И. Мухиной |
Творчество В. И. Мухиной общее достоянии России и Украины к началу Имя Веры Игнатьевны неразрывными узами связано с Украиной, и эта связь прослеживается на протяжении всей жизни скульптора. Любовь к украинской земле она пронесла сквозь годы, понимала нужды этих мест. Ее планы относительно Украины были грандиозны. Мечтала обустроить Харьков и др.южные города фонтанами и скверами, дающими прохладу, по примеру итальянских городов. В 1930 году, будучи с мужем в административной ссылке в Воронеже, Мухина узнает о конкурсе на памятник Т. Г. Шевченко для Харькова. Она тут же решает принять участие в конкурсе. Сохранилась объяснительная записка Мухиной, позволяющая понять, как тщательно и глубоко продумывала она духовные, художественные и градостроительные задачи своих проектов. "Памятник Шевченко, представленный под девизом "Источник", представляет собой фонтан с двумя бассейнами. Бедность обслуживания водой городского обывателя в наших городах чрезвычайна. Мало дать обывателю водопровод, нужно еще обслужить улицу, площадь в виде фонтана, бассейна, дающего хоть малую долю влажности на запыленных и раскаленных площадях, в особенности южных городов. Нужно использовать воду со всех сторон, и также с ее эстетической стороны. Поэтому автор решил использовать это сооружение с двойной целью: как источник воды, питающий влагой данные кварталы, и как увековечивание памяти Тараса Шевченко, являющегося источником украинского самосознания" (Мухина В. И. Литературно-критическое наследие Т. 1, М., 1960, с. 100). В авторском описании несохранившегося проекта говорится, что Шевченко представлен бронзовой статуей, стоящей на 9-ти метровом пьедестале (ногами он стоит еще в каменной среде, но дух его железный), с поступью твердой и энергичной, в полном сознании своего человеческого достоинства: народный трибун и пробудитель сознания в годы угнетения. В нижней части памятника автор дает олицетворение старой и новой Украины. Старая Украина - угнетенная, подъяремная, батрацкая - представлена в образе двух волов под ярмом. Из надписей планировалось одно только слово -"Шевченко", так как это имя знакомо и дорого каждому и в комментариях не нуждается. Мухина изобразила поэта в национальной одежде, ведь с образом Шевченко связано представление о пробуждении Украины, и "интеллигентский сюртук как дань моде середины Х1Х века с образом великого Тараса не вяжется и кажется совершенно нелепым - считала скульптор. - Одежда, присущая народу, становится его историческим признаком, понятным в веках, в противовес моде, через одно - два десятилетия кажущейся смешной"... Проект Мухиной был отвергнут из-за несоответствия требованиям интернационализма, Мухина отказалась ваять Кобзаря в нейтральном штатском платье, подчеркивая национальный мотив, за что была обвинена в украинском национализме. Более того, жюри указало, что ни фонтаны, ни подъяремные волы, ни национальный костюм великого Кобзаря в советском памятнике не нужны. К 1939 году относится создание Мухиной эскиза скульптуры для Киевской автострады - аллегорический образ юноши с молнией в руке. Она попыталась создать образ - тип одного из тысяч строителей Днепрогэса, типичного представителя украинской молодежи. Этот проект, как и памятник Шевченко, реализован не был. -- Заветной , но недостижимой мечтой стала для Мухиной ее попытка создать грандиозный маяк на Крымских скалах, Эту мысль она лелеяла годами. Возможно, здесь проявилась потребность реализовать свою далекую детскую мечту, но к этой цели она шла упорно. Первоначально она была во власти идеи установить маяк в виде 40-метровой фигуры водолаза - "рыцаря моря", как она его называла. Позже, в конце войны, мечтала о создании монумента, посвященного героям воины в виде 100-метрового маяка. Фигуру водолаза Мухина начала разрабатывать еще в 1934 году, сначала для скульптурного оформления гостиницы "Москва Предполагалось в нишах гостиницы установить четыре фигуры "завоевателей стихий". Эскиз одобрили, но фигуры установлены не были. На этом Вера Игнатьевна не успокоилась. Она сделала метровый эскиз натурщика в водолазном костюме. За этой работой ее застал правительственный заказ на "Рабочего и колхозницу". Все отложилось на три года, когда вооруженная знанием свойств и возможностей нержавеющей стали, она и задумала создание грандиозного маяка. В феврале 1937 года, в самый разгар безумной работы над "Рабочим и Колхозницей", Мухина пишет начальнику экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) Ф. И. Крылову: "Мне хочется увековечить славные дела ЭПРОНа в образе монументального водолаза, стоящего над морем и посылающего спасительные лучи. Стали потребуется всего 100 тонн при величине 30-40 м. высоты. Шлем позволит поместить в нем нужную аппаратуру маяка, в поперечнике груди можно тоже. Я надеюсь, ЧТО ВЫ меня поддержите... Это будет не только маяк, но и радиостанция, радиопеленгатор. .." (3амков В. А. Воспоминания. В каталоге В. И. Мухина, ГТГ, М..С.71). Сын Веры Игнатьевны Всеволод Замков пишет, что она попросила его сделать фотомонтаж статуи водолаза (модели), стоящего на скалах около Балаклавы - первой базы и места рождения ЭПРОНа. Тем не менее проект осуществлен не был. Но Мухина так просто не сдавалась. В 1944 году она задумала создать монумент, посвященный героям войны и разработала модель памятника защитникам Севастополя (арх. В .В. Лебедев). Монумент был задуман как 100-метровый маяк, возвышающийся над морем в Севастопольской бухте. Внутри башни лестница, ведущая в видовой зал. Подход к маяку предполагался на лодках. Вся композиция, пронизанная стремительным, развивающимся из центра движением, должна была, по мысли автора, "связать" сооружение с морским простором. Венчала маяк 4-х фигурная группа моряков, держащих круговую оборону. Двадцатиметровые фигуры предполагалось сделать из нержавеющей стали. Уже в конце жизни, тяжелобольная, прикованная к постели, Вера Игнатьевна все грезила о несуществующем маяке, манящем ее как маленькую девочку манит мечта об алых парусах. "Воздух чист и прозрачен, и далеко-далеко на горизонте начинают показываться желтоватые утесы Севастополя. Но что это там, на горизонте, недалеко от утесов? Сначала показалась самая верхушка, потом обнажились поперечные реи... Как будто огромный военный корабль стоит в море и охраняет утренний покой еще не проснувшегося города. Заколыхались, заструились дымки и унеслись. Далекий корабль оказался каменной башней, сложенной из циклопических камней. А на вершине ее уже не мачты, а группа стальных гигантов... Реи превратились в винтовки. Вся группа как огромный ощетинившийся еж в титаническом отпоре врагу, и только фигура командира спокойно поднимает флаги, отдавая какой-то вечный приказ следующим поколениям" ("Замков В. А. Воспоминания. В кат. В. И. Мухина, ПТ, М, 1989, с.75). к началу на верх страницы::Феодосия музеи::Феодосия город::на главную | |
|