|
Наследие скульптора Веры МухинойВсе реже вспоминается в наши дни имя скульптора В. И. Мухиной. Оно и понятно, у каждого времени - свои герои. И все же это имя настолько прочно вплетено в канву истории, что забывать его - значит забывать саму историю. В памяти людей имя Мухиной ассоциируется с одним-единственным произведением - 24-х метровой статуей Рабочий и колхозница. Это произведение стало символом целой эпохи, символом государства, как во Франции - Эйфелева башня, а в Америке - Статуя Свободы. 75-ти тонное детище Мухиной принесло своему создателю радость победы и горечь разочарований. Благодаря ему имя Мухиной узнал весь мир. За свою творческую жизнь Вере Игнатьевне удалось сделать и много, и мало. С одной стороны, она участвовала во всех крупномасштабных проектах и конкурсах, создала целую галерею ярких портретных образов, по ее эскизам установлены памятники и декоративная скульптура. Все эти сферы деятельности скульптора отражены в экспозиции Феодосийского музея. С другой стороны, большинство проектов Мухиной осуществлены не были. Те же, которые реализовать удалось, были приняты с многочисленными доработками, в результате чего оказались приглажены и искажены. Из них исчезло то "мухинское", уникальное, присущее только ей. Пытаясь приглушить горечь разочарований, скульптор пробовала себя в других сферах деятельности, и делала это тоже талантливо и вдохновенно: создавала театральные костюмы и декорации, коллекции элегантной женской одежды из самых простых материалов, занималась дизайном интерьеров и графическим дизайном, возрождала забытые традиции художественного стекла и экспериментировала над созданием новых форм, преподавала в Художественно-техническом институте (ВХУТЕИНе) в Москве, писала статьи по вопросам искусства, в которых критиковала натурализм, серость и штамп. И все-же всякий раз она вновь возвращалась к своему призванию - монументальной скульптуре, участвовала в бесконечных конкурсах, чтобы вновь разочароваться. В качестве иллюстрации сказанного - факт биографии: до момента создания "Рабочего и колхозницы" в 1937-м, т.е. на протяжении двух десятков лет напряженной работы, ни один из 11-ти ее монументальных проектов реализован не был. В результате с ее творчеством зритель мало знаком, хотя имя ее у всех на слуху. И тем не менее, Вере Игнатьевне удалось выполнить главную для художника задачу: выразить свое время, оставить память о себе в истории страны и мировой культуры. Но далось ей это нелегко. В музее есть два подлинных эскиза Мухиной к её скульптуре "Рабочий и колхозница". Среди экспонатов наибольшую ценность представляют также инструменты мастера, книги из её библиотеки, гипсовые модели "Дары воды" и "Дары земли", эскизы к памятнику М. Горькому и скульптуре "Наука", гипсовые фигурки. В музее 41 подлинная работа Веры Игнатьевны Мухиной. Всего же здесь более 1700 экспонатов. Научные сотрудники музея продолжают исследовательскую и собирательскую работу, формируют коллекцию произведений современных художников, проводят их персональные выставки. Феодосийская детская художественная школа им. Айвазовского уже на протяжении многих лет является учредителем и организатором детских выставок "Море и дети". Выставки - конкурсы проводятся один раз в два года. С 1991 года лучшие работы участников экспонируются в единственной в Украине детской галерее маринистической живописи, расположенной в здании музея. Какой же была Вера Игнатьевна Мухина, какой осталась в памяти современников и потомков? И в 1-м, и во 2-м залах музея можно видеть скульптурные портреты и рельефы, выполненные учениками Мухиной А. Сергеевым и Н. Зеленской, на которых изображена Вера Игнатьевна. "Она и была такая в жизни - несколько суровая на первый взгляд и действительно безжалостно требовательная в работе, но душевная и внимательная к людям, - пишет Лев Кассиль. - Ее неукротимая творческая энергия никогда не порождала суетливости, огромный темперамент не выражался порывистостью, но какая-то монументальная грация проступала в ее негромком голосе, скупых словах, точных и редких жестах". Эту суровость и "монументальную грацию" передали в своих гипсовых и металлических портретах Сергеев и Зеленская. -- Мухина была воительницей за высокое искусство. Она презирала мир обыденности и стремилась наделить все повседневное героическим масштабом. Ее пластическое видение развивалось по линии создания образа-символа. Основная заслуга Мухиной в том, что она смогла вернуть скульптуре главную роль в архитектурном ансамбле и утраченное качество монументализма. Почему же так мало из задуманного ей позволили осуществить? В чем причина такого невнимания к творчеству известного, талантливого скульптора? Возможно, это объясняется тем, что ее мечты о величии человеческого духа, о воплощении светлых и сильных классических идеалов противоречили официальной политике партии, нацеленной на воспитание человека-винтика, человека-исполнителя. Может быть, причина была и в том, что Мухина не имела поддержки и покровительства на самом верху политического Олимпа, где тогда все решалось. Она никогда не лепила портреты вождей, хотя ей настоятельно советовали сделать бюст Сталина. Еще одной причиной отказа в осуществлении проектов могла быть их грандиозность и, следовательно, дороговизна. Как бы там ни было, но, думается, усилия скульптора не были потрачены впустую. Ее идеи воплотили в жизнь ученики и последователи. Мухина завещала новым поколениям скульпторов: "Художник должен творить жизнь в глине и камне, в любом материале, который дает ему природа. Мертвый камень он согревает теплотой своего чувства и жаром сердца. Его искусство вдохновенно, и только такое искусство велико". В жизни и искусстве, даже в своих заблуждениях, Мухина была искренна, и того же ждала от других. Библиография: на верх страницы::Феодосия музеи::Феодосия город::на главную |
|
|