----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Киммерии творческая слава: люди Феодосии и Коктебеля


Литературная слава Феодосии
эпоха Средневековья

назад к содержанию

Будучи крупнейшим экономическим и политическим центром средневековья Крыма, "блистательная Каффа" являлась также значительным культурным центром, в ней процветали наука и искусство, создавались замечательные по красоте и мастерству исполнения памятника зодчества и изобразительного искусства.

Особенно значительным был вклад в культуру города армянской общины в 13-ом - 15-ом веках. В армянской колонии Каффы культивировался интерес к философии, риторике, поэзии. При общинных церквях существовали школы, в которых преподавали философию Аристотеля, богословие, изучали грамматику, арифметику, риторику, учились искусству миниатюры и переписывания текстов.

До нашего времени дошло более двухсот армянских рукописей с прекраснейшими миниатюрами, созданными в Каффе и монастыре Сурб-Хач (близ города Старый Крым) - одном из центров армянской религиозной жизни и летописания. Высокообразованные представители армянской общины продолжали развивать свою самобытную культуру, в том числе и поэзию, и после падения Каффы, уже в турецкой Кефе. До нашего времени дошли литературные произведения поэтов-певцов ("тахи") 17-го века: Симеона Кафаеци, Хевы Кафаеци, Мартироса Кримеци, Стапаноса, Нерсеса Кафаеци.

Карло Боссоли. Феодосия. 1856 год.
Карло Боссоли. Феодосия. 1856 год.

Сохранился интересный литературный памятник средневековой армянской культуры Феодосии - эпическая поэма "Песнь о Кафе", впервые переведённая и опубликованная просветителем армянского народа архимандритом Гавриилом Айвазовским, братом художника И. К. Айвазовского. В предисловии к первой публикации в "Записках Одесского общества истории и древностей" за 1875 год он сообщил, что эта поэма "извлечена из рукописи "Сборника армянских песен", написанных в Кафе священником Стефаном, при церкви святого Георгия, просветителя Армении, в 1603 году. Текст этот написан стихами на армянском языке". В нём имеется также и свидетельство об авторе поэмы - некоем Иоанне:

Мы все под богом ходим.
Да благоволит он нас сохранить,
Дабы не приключилась больше беда
Богоустроенному городу Кафе.

Я, Иоанн, исполненный грехов;
По просьбе Григория,
Диаконом прозываемого.

--

Поэма "Песнь о Кафе" повествует о событиях 1581 года: борьбе за власть в Крымском ханстве Ислам-Герая и его брата Мухаммед-Герая и битве при Каффе, в результате которой войска Мухаммед-Герая были разбиты, а сам он был казнён по приказу турецкого султана.

В эпоху турецкого господства в высокообразованных кругах исламского чиновничества и духовенства искусство поэзии считалось одним из важнейших достоинств, которое ценилось мусульманами наравне с воинскими доблестями. Кефе стал одним из центров мусульманского просвещения, здесь насчитывалось, по свидетельству турецкого путешественника Э. Челеби, 45 детских школ и 5 высших учебных заведений - медресе. Среди них выделялось медресе Хаджи Ферхада - светоч мусульманской учёности и благочестия, где наравне с богословием и астрологией изучались естественные науки и теория права.

Средневековая культура крымских татар была пронизана поэзией и религиозным мистицизмом суфиев, орден которых - тариката Мевлеви  ("вертящихся дервишей") - был хорошо известен в Крыму. Некоторые крымские ханы были талантливыми поэтами. Например, Менгли-Герай-Первый - автор газелл, пронизанных глубокими философскими раздумьями и утончённой любовной лирикой.

на верх страницы::на главную


Поиск по сайту


Национальная феодосийская
картинная галерея Айвазовского


И. К. Айвазовский - биография
Киммерийская школа живописи

Феодосийский литературно
мемориальный музей А. С. Грина


Алые паруса страны Гринландия
Хроника жизни и творчества

Феодосийский муниципальный
музей Древностей

Феодосийский музей Древностей
История музея - Краеведение - Археология
Народы Крыма - Лапидарный дворик

Феодосийский музей
Марины и Анастасии Цветаевых
музей Марины и Анастасии Цветаевых
Марина и Анастасия Цветаевы
жизнь сестёр в Феодосии

Феодосийский народный музей
скульптора В. И. Мухиной


Мемориальная комната - Мастерская
Творческое наследие - Достояние нации



© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.