Курорты юго-восточного Крыма |
Кизилташский Стефано-Сурожский монастырьИстория поселения человека на территории поселка Краснокаменка (Кизилташ) уходит в очень далекие века. Ни историки, ни археологи еще не имеют точных сведений о том, когда человек впервые устроил здесь жилье. Но вода источника, находившегося в одной из пещер, с незапамятных времен была известна среди местного населения своей целебностью и святостью. В гроте, из которого вытекал источник, была устроена древняя часовня с изображением святого на одной из стен. Грот не очень велик (он сохранился до наших дней), он как бы втиснулся в каменистый крутой склон горы. Через отверстие в верхней части грота, с высоты около двух метров, вливалась светлая струя воды. Она попадала в небольшой бассейн и, наполнив его, вытекала из грота. Вода этого источника была прозрачна и чиста, свежа и хороша на вкус. В целебную силу его верили и питали уважение к святости этого м,еста не только христиане, но и мусульмане, и язычники. Многие из них приводили сюда на богомолье и привозили для исцеления своих близких, страдающих различными недугами. После присоединения Крыма к России (1783 год) начинается изучение и освоение края. Крым посещают не только русские учёные, но и иностранные путешественники. Многие из них отметили в своих записях одно из замечательных мест, расположенное в восточной части Крымского полуострова, Кизил-Таш, что в переводе с татарского означает «красный камень». Литография, изображающая Кизилташский монастырь, 19 век (фото story.foto-tula.ru)
-- Посетивший эти места в 1804 году французский путешественник Монтандон пишет: «В полутора часах ходьбы от Отуз (Щебетовка) в направлении Таракташа (Дачное), немного в стороне от дороги, которая ведет туда, есть грот с источником, почитаемым в здешних местах. Сюда приходят паломники, чтобы пить воду, молиться и лечить свои болезни. Иконы, которые мы здесь видим, свидетельствуют о святости места, которое называют Кизил-Таш-Коба». В начале века пастух нашел у источника икону Божьей Матери и передал ее в церковь Святого Стефана в Феодосии. После этого к месту находки началось поломничество, у источника служили молебны. В 1856 году по инициативе архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия на этой земле основывается киновия (маленький монастырь) во имя святого Стефана Сурожского который в VIII веке был архиепископом в Сугдее (Судаке) и прославился в своей епархии распространением христианства. Первым настоятелем открытого а мае 1856 года монастыря стал отец Арсений. При нем были сооружены маленькая церквушка да четыре землянки, в которых ютились монахи. Преемником Арсения стал игумен Парфений. Участник обороны Севастополя в войне 1854-1856 г.г., он был отличный хозяин и неутомимый работник. Были построены два храма, дом игумена, трапезная с кухней, гостиница на 12 номеров, пять братских флигелей, мастерская, книжная и иконная мастерские и ряд других помещений. Монастырь принял вид, запечатленный на литографии. В таком виде он простоял до конца гражданской войны. В октябре 1923 года в монастырь вселилась трудовая колония малолетних, а затем сельскохозяйственная артель из деревни Отуэы (Щебетовка). В монастыре были устроены общежитие и клуб. В последующее десятилетие здесь разместился дом отдыха военно-воздушных сил Московского военного округа. Он просуществовал до первых месяцев войны с немецко-фашистскими захватчиками, до середины 1941 года. С. Никифоров, пенсионер; газета "Победа" (дата публикации неизвестна) |