----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Музей Грина в Феодосии


Ростральная комната
А. С. Грин на переломе эпох - 1918-1919-1920

Следующая комната музея называется «Ростральная». Название ей дала находящаяся здесь ростра — носовая часть парусного корабля, выполненная почти в натуральную величину. Корабль как бы вплывает в комнату... С бушприта свисает корабельный фонарь, а за ним — как счастливая улыбка ребенка — гриновские Алые паруса.

Ростральная комната - музей Грина - Феодосия

« Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине зари. Из этой дали он был виден ясно, как облака. Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь…».

Почти все посетители, входя в эту комнату, сразу обращают внимание на модель алопарусного корабля, рождающую в душе образы ослепительной гриновской феерии. Это произведение, наполненное внутренним светом и торжеством, ставшее в наши дни символом гриновского творчества, создавалось в суровое, переломное время. Революционные катаклизмы, распри Гражданской войны потрясали страну, преображали судьбы людей.

Грин не был политиком. Он не разбирался во всех перипетиях классовой борьбы. Но он был чутким, искренним художником, и это помогло ему создать произведения, созвучные своей великой эпохе. Именно в эти годы происходит общее высветление гриновской романтики, именно в эти годы находит писатель своего настоящего героя. Раньше в Гринландии действовал герой-одиночка, ищущий счастья для себя. Теперь Грин избирает героями своих произведений людей, приносящих счастье другим. Яркий пример тому — известный гриновский рассказ «Корабли в Лиссе», который был написан в 1918 году. В одной из журнальных публикаций — другое название: «Битт-Бой, приносящий счастье». В экспозиции представлены страницы этого журнала, рядом — книга «Белый огонь», где впервые был напечатан рассказ. На стене — гравюра А. П. Остроумовой-Лебедевой «Паруса» и рукопись «Кораблей в Лиссе».

Это удивительно поэтический по ритму и настроению рассказ, где действует герой, ставший для людей живым воплощением счастья. Он приносит удачу, ему верят, одно его пребывание на судне обещает счастливый рейс. Его любит нежная девушка Режи — «королева ресниц». И все-таки в мелодии рассказа звучит грустная нота, которая усиливается к финалу. Битт-Бой неизлечимо болен. Но, несмотря на трагизм личной судьбы, он остается верным своему предназначению — прокладывать верный курс. В его профессии лоцмана есть доля символа. Это не только проводник по трудным морским путям, это проводник по трудным дорогам жизни.

Грин пишет в это время немало произведений с глубоким символическим смыслом. Характерный пример — рассказ «Дикая роза», лист рукописи которого представлен в экспозиции. В этом рассказе Грин повествует о столяре из Зурбагана по имени Джонатан Мильдер. Этот человек позавидовал владельцу прекрасного дворца «Дикая роза» и решил уничтожить это великолепие: роскошные интерьеры, замечательные картины, восхитительные статуи. Когда с группой пьяных дружков ему удалось осуществить свой зловещий замысел, в разрушенном кабинете хозяина было найдено завещание. И Мильдер с ужасом узнал, что уничтожил собственное наследство. Потрясенный, он повредился в рассудке. Аналогии с реальными событиями, происходящими в России того времени, прозрачны. Это произведение еще раз убедительно доказывает, что Грин — не только замечательный художник, но и мыслитель, обладающий даром исторического предвидения.

--

Примечательно, что рассказ был написан еще летом 1917 года, предназначался для одного из небольших петроградских журналов. В первые послереволюционные годы А. С. Грин активно печатается во многих изданиях, присутствует на литературных вечерах. Среди экспонатов музея есть рисунок известного художника И. И. Бродского, изображающий А. С. Грина на одном из таких вечеров. Рисунок относится к 1918 году. Тогда же был сделан еще один портрет, где Грин запечатлен улыбающимся. Это немногие известные нам изображения писателя, выполненные с натуры. Среди периодических изданий, где печатался в это время Грин, был литературно-художественный журнал «Пламя», который редактировал первый нарком просвещения А. В. Луначарский. Там часто появлялись очерки, рассказы и стихи А. С. Грина. Уже звучит тема «Алых парусов».

Трудно сказать, когда зародился у Грина этот вдохновенно-поэтический и в то же время глубоко значимый образ... Может быть, в далекой юности, когда он плыл на шхуне «Святой Николай» в низовьях Днепра и ему предстал «мир камышовых островов с лазурно-стального цвета протоками, вскоре залившимися алым светом низкого солнца». Этот алый ликующий свет восходящего солнца наполнил собою воду, берег, паруса встречных судов и превратил все в праздник. Может, во время архангельской ссылки, когда увидел Грин маленькие поморские суда под красными парусами. А может быть, все было именно так, как объясняет сам писатель в черновиках к роману «Бегущая по волнам», датируемых 1925 годом: «У меня есть «Алые паруса», повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование... И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».

Первые наброски будущей повести относятся к 1916 году. Это лишь подступы к теме, блуждания в лабиринте замысла... Затем рукопись «Красных парусов», та самая, что лежала в вещмешке Грина, когда он был призван в Красную армию, служил связистом в караульной роте. Писатель не имел возможности работать тогда над повестью, но часто потом вспоминал, что «близость ее чем-то согрела... душу, словно паутинкой неразорвавшейся связи со светлым миром мечты».

далее

на верх страницы - назад ко входу в музей


Поиск по сайту


Александр Грин: коротко о главном

Залы музея Александра Грина

Каюта странствий - юность Грина

Клиперная - начало пути писателя

Ростральная - "Алые паруса"

Каюта капитана - Грин в Феодосии

Последняя повесть писателя

Корабельная библиотека::01::02

Музейная деятельность

Фильмография

Выставочная деятельность


 



© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.