----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Античная Феодосия


Прощание Феодосии с античностью
(конец 3-го - 4-ый века нашей эры)

Рыболовецкие снасти: крючки и иглы для плетения сетей
Рыболовецкие снасти: крючки и иглы для плетения сетей (феодосийский музей древностей)

Второй расцвет Боспора был недолгим. В связи с возрастанием численности варварского населения хозяйство городов всё более натурализируется, а сами города приобретают деревенский облик. Вкусы негреческого, в основном сарматского, населения нашли яркое выражение в погребальных ритуалах и постройках, произведения художественного ремесла и искусства. В Феодосии встречаются памятники явно варварские.

Принято считать, что в конце 1-го - 2-ом веках нашей эры на Боспоре появляются аланы и постепенно занимают господствующее положение среди других сарматов. Их присутствие в Феодосии засвидетельствовано не вполне ясным сообщением греческого анонимного автора: "Ныне же Феодосия на аланском языке или таврском наречии называется Ардабда, то есть Семибожный".

В городских слоях 2-3-го веков прослеживаются следы пожарищ, их связывают либо с аланами, либо с готами. Возможно, с этого времени в Феодосии и её округе появляются представители нового этноса - аланы, они и могли переименовать город на свой лад, сохранив в его новом имени слово "божество" и присоединив к нему числительное "семь" (культ семи богов характерен для религии скифо-сарматских племён). По словам римского историка 4-го века Аммиана Марцеллина, Феодосия в его время была заселена в основном варварами.

С 30-х годов 3-го века Боспор начинают беспокоить готы и другие варварские народы. Из пострадавших восточных районов Боспорского государства часть населения бежала в Крым - вероятно, тогда в Феодосии появились переселенцы из Горгиппии и Танаиса. Пришлые варвары совершают грабительские морские походы на Малую Азию, Кавказ и Балканы (так называемые готские войны), опираясь на Боспор как на организационную базу и используя его флот. Всё это не могло не сказаться на ухудшении условий жизни феодосийцев и их соседей.

От позднего периода истории города сохранилось особенно мало памятников. Это несколько надписей. Из двух наиболее значительных из них (с именами наместников Феодосии) мы узнаём, что в конце 3-го - начале 4-го века боспорские правители ещё рассматривали город и его округу как свои владения и держали там наместника. Менестрат принадлежал к семье боспорских аристократов. Аврелий Валерий Сог - боспорский грек, "известный Августам, почтённый Диоклетианом и Максимилианом", "долго находившийся в отсутствии и остававшийся на чужбина 16 лет и много бед испытавший".

Видимо, он служил в какой-то римской провинции, за заслуги удостоился римского имени и римского гражданства. В своей надписи он даже не упомянул имени боспорского царя, при котором получил должность наместника Феодосии. Очевидно, ориентация на Рим была выгоднее, так как Боспор к тому времени ослабел (некоторые исследователи не исключают даже, что Сог являлся представителем римской, а не боспорской администрации и был Римом поставлен наместником Феодосии). Внутренние перипетии и варварское присутствие дополнились новыми серьёзными для Боспора проблемами: начавшимися войнами с Херсонесом.

О ходе военных действий сохранился рассказ, не лишённый легендарной окраски, в трактате "Об управлении империей" византийского императора Константина Багрянородного (908-959 годы). Войну начали херсонеситы под нажимом Рима, желавшего наказать боспорян за их совместные с сарматами действия по опустошению его малоазийских земель. Около 328 года сражение произошло недалеко от Феодосии - "в местах, называемых Кафа", и херсонеситы поставили пограничные знаки "...в том самом месте под названием Кафа, где, сразившись победили".

Скорее всего, речь идёт о землях западнее города Феодосии, но находившихся в пределах области "Феодосия". В 40-х годах 4-го века боспорский царь Рескупорид 4-й решил "...силой отнятую у него землю вызволить и получить обратно". Войска вновь встретились "...в местах прежде названной Кафы". Собственно сражения даже не произошло, исход встречи решила смерть Рискупорида. На сей раз граница Боспора была передвинута на восток от Феодосии, к боспорскому городу Киммерику, а так называемая область Кафа временно перешла во владения Херсонеса.

--

Вообще говоря, Каффой (как принято писать в латинской транскрипции) Феодосия называлась в эпоху средневековья. Но название "Кафа" могло появиться ещё в позднеантичное время. Но так называлась, скорее всего, не сама Феодосия, а её ближайшая округа. Феодосия же, теперь совсем маленькая (не город, а городок или посёлок) и потерявшая значение центра округи, могла просто входить как составная часть в "места, называемые Кафа".

Итак, в начале 40-х годов 4-го века Феодосия и соседствующие с ней земли отошли от Боспорского царства. Их теперь некому было защищать. Брошенные на произвол судьбы люди могли рассчитывать только на себя. Кто-то в панике бежал, кто-то обращался с мольбами к богам, некоторые старались припрятать хоть что-нибудь из накопленного. Близ Феодосии обнаружен клад из 135 монет последних боспорских царей, он датируется 286-327/8 годами.

В конце 4-го века уже совсем ослабленная Феодосия подверглась разгрому пришедших с востока гуннов. 4-ым веком мы и завершаем античные период её истории. С этого времени жизнь на городище едва теплилась. Монах Епифаний, в 9-ом веке прошедший путь апостола Андрея Первозванного, заметил: "А Феодосия ныне не имеет даже следа человеческого". Археологические и письменные источники от конце 4-го до 13-го века, то есть до прихода генуэзцев, крайне скудны и представлены небольшим количеством византийских монет и случайными упоминаниями Феодосии немногими средневековыми авторами.

назад::на верх страницы::продолжение истории
Феодосия история::Феодосия курорт::на главную


Поиск по сайту


Древнейшие обитатели

Античная Феодосия

Средневековая Каффа генуэзцев

Кефе - османского владычества

Новая история в составе России

Во времена советской власти

На стыке двух столетий (20-21 век)




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.