| |
Художественное ремесло и изобразительное искусство в античной Феодосии Актёрская маска раба, IV-II вв. до н.э. (феодосийский музей древностей)
Благодаря раскопкам на Карантине и Тепе-Оба, а также в феодосийской округе мы имеем возможность познакомиться хотя и с немногочисленными, но замечательными по мастерству исполнения памятниками искусства, изготовленными мастерами из Греции и Северного Причерноморья, включая Боспор и собственно Феодосию. В ходе раскопок погребений 5-3 веков до нашей эры на Тепе-Оба археологи обнаружили выдающиеся по художественному замыслу и мастерству исполнения произведения ювелирного искусства - ожерелья, браслеты, серьги, кольца, булавки, пряжки, подвески, бляшки (их нашивали на одежду). Общепризнанным шедевром являются золотые серьги из богатого женского погребения 4-го века до нашей эры. Серьги из Феодосии имеют сходство с парой херсонесских серёг - так что и те и другие могли быть выполнены одним мастером. Не исключено, что он был родом из Южной Италии, но некоторое время жил и работал в Херсонесе, его заказчиками были не только херсонеситы, но и граждане других городов, например, дружественной Херсонесу Феодосии. Серьги изготовлены в технике тончайшей зерни, её взял на вооружение и мастер двух золотых ожерелий из того же женского погребения на Тепе-Оба. Высокохудожественные произведения из металла, хотя и редко, но встречаются на сельских поселениях. Например, бронзовая скульптурка сатира второй половины 3-2 веков до нашей эры, найденная на укреплении Куру-Баш (у села Виноградное), которая, возможно, служила ножкой канделябра и, возможно, являлась изделием пергамской школы. Довольно богато представлены в Феодосии произведения глиптики - резьбы на минералах. В основном это интальи - геммы с углублённым изображением, которые эллины использовали в качестве печатей, амулетов и просто украшений. На них представлены божества, мифические персонажи, животные, птицы, женские и мужские фигурки. Одна из лучших феодосийских гемм - инталья из голубого халцедона с цаплей, видимо, работы местного умельца, подражавшего известному в Элладе мастеру 5-го века до нашей эры Дексамену Хиосскому. Гончары-коропласты делали глиняные скульптурки - терракоты. Ими греки украшали свои жилища, дарили богам (приносили в храмы и на алтари), клали в могилы. Феодосийские терракоты в основном датируются 5-1 веками до нашей эры и весьма разнообразны - это изображения богов и богинь, актёров и воинов, женские и мужские фигурки, вотивные маски, детские игрушки. Среди них есть настоящие произведения искусства. Найденные на Карантине гончарные формы говорят о наличии в городе мастерских ремесленников, изготовлявших терракоты. А привозные изделия свидетельствуют о взыскательных художественных вкусах феодосийцев. Хороша протома Деметры (полуфигура с прижатыми к груди руками на фоне развёрнутого покрывала) 5-го века до нашей эры самосского производства: на пышных волосах богини башенная корона с плодами, в руке гранатовое яблоко. Среди произведений афинских мастеров выделяется по мастерству исполнения скульптурка Афродиты (или морской нимфы Нереиды) конца 5-го - начала 4-го века до нашей эры: богиня изображена поднимающейся над волнами, с плеча спускается намокшее покрывало. Проста и задушевна композиция, представленная уже местным мастером второй половины 5-го века до нашей эры: Деметра и Кора-Персефона несут на плечах мальчика с крыльями - Иакха (сына Деметры или Персефоны), которого греки связывали с культом земледелия. -- Довольно много фигурок актёров и театральных масок. Выделяется среди них по выразительности и мастерству исполнения маска раба работы феодосийского мастера 4-го века до нашей эры: старческое лицо, лоб в морщинах, широко раскрытые глаза, приплюснутый нос, огромный открытый рот. Особенно впечатляют глубоко женственные и лиричные образы девушек. Они стройны и грациозны. Самые красивые - статуэтки из Танагры, города в Центральной Греции, ставшего в эллинистическое время крупнейшим центром искусства мелкой пластики. Глиняные изделия утилитарного назначения зачастую также были рассчитаны на высокий художественный вкус заказчиков. Найденный на феодосийском Карантине акротерий 4-го (или 5-го) века до нашей эры синопского производства - настоящее произведение искусства (акротерии - скульптурные украшения, устанавливаемые на коньках и по углам крыш). Он сделан в виде женской рогатой головы, окружённой тремя розетками. В ней видят и Артемиду, и богиню луны Селену, и, что более вероятно, Ио (возлюбленную Зевса, превращённую Герой в корову, вот откуда рожки на женской голове акротерия). Широко раскрытые глаза, полные губы, мягкий овал лица - всё говорит о том, что перед нами работа тщательная и изящная. Акротерий столь высокого качества должен был венчать крышу храма или иного общественного сооружения на акрополе города. Кстати, там он и был найден и не исключено, что украшал главную святыню города - храм Аполлона. В одном из погребений на Тепе-Оба обнаружено семь одинаковых глиняных медальонов (они служили украшением деревянного саркофага) с изображением Аполлона Гиперборейского, сидящего верхом на львиноголовом грифоне и поражающего копьём оленя. Композиция динамична, фигуры идеально вписаны в круг. Это хорошая работа афинского мастера начала - первой половины 4-го века до нашей эры. Даже такую утилитарную вещь, как столовая посуда, греки желали видеть красивой, богато украшенной росписями, часто представлявшими сюжеты из мифов и бытовые сценки. В Феодосии найдено больше всего ваз афинского производства - чернофигурных и краснофигурных. Здесь представлены разные стили краснофигурной вазописи, бытовавшие в Элладе. Наиболее часто встречаются так называемые боспорские (или керченские) пелики (вазы с широким горлом). Их изготовляли в Аттике и большими партиями вывозили за границу. Использовали же, как правило, в заупокойном культе и клали в могилы. Росписи пелик отражают мифы, связанные с северо-причерноморской тематикой: сражения воинственных женщин-амазонок или одноглазых аримаспов с грифонами (чудовищами, похожими на львов с головой и крыльями орла), битву амазонок с эллинами, на них можно видеть грифонов, терзающих животных, Аполлона (или Диониса) в варварском одеянии, верхом на грифоне преследующего женщину, Эрота на коне или пантере, также преследующего беглянку, свиту Диониса. Довольно часто встречается сюжет битвы пигмеев с журавлями, в которых видели оборотней из потустороннего мира. Каменная пластика представлена всего несколькими экземплярами. Заслуживает внимания мраморная женская головка, относящаяся к 1-му веку до нашей эры и, возможно, являющаяся копией произведения выдающегося афинского скульптора первой половины 4-го века до нашей эры Праксителя. Эти и другие феодосийские памятники художественного ремесла и изобразительного искусства хранятся в фондах Феодосийского краеведческого музея, Одесского археологического музея, Музея исторических драгоценностей в Киеве, Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного исторического музея в Москве. назад::на верх страницы::продолжение истории Феодосия история::Феодосия курорт::на главную | |
Древнейшие обитатели
Античная Феодосия
Средневековая Каффа генуэзцев
Кефе - османского владычества
Новая история в составе России
Во времена советской власти
На стыке двух столетий (20-21 век)
|
|