----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Античная Феодосия


Основание Феодосии
(середина 6-го века до нашей эры)

Амфора, стиль "гадра",  IV-III века до нашей эры
Амфора, стиль "гадра",  IV-III века до нашей эры (феодосийский музей древностей)

Наибольшую активность в освоении северо-причерноморских побережий проявил город Милет, находившийся на юго-западном побережье Малой Азии (эта область называлась Ионией) и заселенный греками-ионийцами (одна из групп эллинских племён). Он развивался весьма интенсивно, здесь быстрее, чем в других формирующихся полисах, созрели внутренние предпосылки для колонизации, кроме того, с середины 7-го века до нашей эры малоазийские греческие города страдали от агрессии восточных государств - Лидии, Мидии, а в 6 веке до нашей эры - Персии.

Первая половина - середина 6-го века до нашей эры - время наиболее активного оседания жителей Ионии за пределами своей родины. Греческий писатель Арриан называл Феодосию "древним эллинским городом, ионийским, колонием милетян". В Феодосии найдены фрагменты чернофигурной керамики и терракотовые статуэтки из Эллады, изготовленные не ранее второй половины 6-го века до нашей эры. Наиболее вероятное время основания Феодосии - около середины 6-го века до нашей эры.

Следующая волна колонистов приходится на рубеж 6-5 веков до нашей эры. Она связана с антиперсидским восстанием греческих городов Ионии, возглавленным Милетом и завершившимся поражением. Вполне вероятно, что тогда в Феодосию прибыла ещё одна партия переселенцев из Ионии.

В первой половине 4 в. до н. э. город вошел в состав Боспорской державы и получил новое имя - Феодосия - "Богом Данная". Имя города "Феодосия" мы впервые встречаем в источниках 4-го века до нашей эры - произведениях античных авторов, надписях Боспорского царства и на монетах, которые чеканил город.

Очень важно замечание древнего грамматика Ульпиана: "Феодосия - местечко Боспора. Имя торжищу дано или от сестры, или от жены: об этом существует разногласие". Многие исследователи считают, что речь идёт о сестре или жене боспорского правителя Левкона 1, который, как мы увидим далее, завоевал независимое Феодосийское государство и присоединил его к своим владениям. Это печальное событие произошло в первых десятилетиях 4-го века до нашей эры. Отсюда следует, что раньше город имел другое имя. Какое?

Когда Феодосийское государство было независимым, оно выпускало монеты с надписями: "феодео" или "феодос".Это сокращённое слово, возможно, от мужского имени Теодеос, в состав которого входит слово "тео" (божество). Заметим, что на лицевой стороне ранних феодосийских монет отчётливо видна мужская голова. Известно, что греки нередко называли свои колонии именами их основателей (ойкистов), а после смерти чтили их как героев. Похоже на то, что и колонисты, осевшие на побережье Феодосийского залива, назвали свой город в честь его основателя, а в дальнейшем поместили его портрет (с лентой на голове, как признаком героизации) на своих первых монетах.

--

Когда Левкон 1 присоединил город к своему царству, он, по-видимому, переименовал его, назвав Теодосией (Феодосией), то есть Божьим даром. Нельзя не заметить, что новое название близко по звучанию к старому, не исключено, что таким способом боспорский царь старался вызвать расположение к себе своих новых подданных. Кроме того, Левкон чувствовал себя как бы вторым основателем города: в 4 веке до нашей эры, после присоединения к Боспору, Феодосия переживает период расцвета.

Для Левкона же и его преемников такое приобретение, как Феодосия, действительно стало "божьим даром": за её счёт обогащались царское семейство и многие деловые люди на Боспоре. Весьма вероятно, что под божеством в новом названии города подразумевался Аполлон, который, во-первых, считался у греков покровителем колонистов, а во-вторых, являлся верховным божеством на Боспоре. Феодосийские монеты с изображением, возможно, Аполлона и надписью "феодос", отражавшей уже новое название города, могли быть отчеканены вскоре после его присоединения к Боспору. Легенды двух последующих монетных выпусков - "феудо" и "феу" - также представляют новое имя города - Феодосия.

назад::на верх страницы::продолжение истории
Феодосия история::Феодосия курорт::на главную


Поиск по сайту


Древнейшие обитатели

Античная Феодосия

Средневековая Каффа генуэзцев

Кефе - османского владычества

Новая история в составе России

Во времена советской власти

На стыке двух столетий (20-21 век)




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.