Новая история Феодосии в составе России |
Средние учебные заведения Феодосии 19-го века директор гимназии Виноградовначало::продолжение::окончание Виноградов был человеком демократичным, культурным. Коллеги особенно ценили такие его качества, как доброта и мягкость характера, стремление действовать на подчинённых не силой, а убеждением, готовность помочь советом и средствами, защитить в случае необходимости, умение войти в чужое положение, стремление объединить педагогический коллектив "в одну дружную, деятельную семью". Во вверенных ему гимназиях трудилось немало педагогов, близких ему по духу, не терпевших формализма, личностей творческих и интересных. К числу таковых относились Ю. А. Галабутский, Д. В. Мышкин, Г. Е. Чернобаев, О. Ф. Ретовский, Л. П. Колли. Демократические воззрения некоторых вызывали недовольство вышестоящего начальства, в связи с чем Виноградову приходилось защищать своих коллег. Его помощниками в деле обустройства гимназии были не только коллеги, но и почётные попечители гимназии: художник И. К. Айвазовский, бывший профессор Новороссийского университета В. И. Лапшин, представители местной власти Н. А. Крым-Гирей, С. А. Крым, В. Н. Алтухов. На протяжении многих лет И. К. Айвазовский был почётным попечителем мужской гимназии, куда он приходил для проведения "меленьких празднеств и развлечений". Галабутский вспоминал, как Айвазовский оказывал материальную помощь нуждавшимся ученикам, любил приглашать выпускников к себе домой, дарил гимназиям свои картины, гимназистам - рисунки. -- Узы дружбы связывали его с некоторыми педагогами (с Галабутским, Колли), часто бывавшими в его доме, он неоднократно ограждал учителей от несправедливых нападок, исходивших от вышестоящих инстанций. По словам Галабутского, "за ним (Айвазовским. - прим. сост.) гимназия чувствовала себя, как за каменной стеной, способной укрыть и защитить от великих бед и напастей, которым, как известно, столь подвержена жизнь педагога". Годы работы Виноградова в мужской гимназии пришлись на время, когда власти усилили контроль за нравственной и политической благонадёжностью педагогов и учащихся. От попечителя Одесского учебного округа на имя Василия Ксенофонтовича направлялось множество секретных предписаний со списками учителей, не допущенных к педагогической деятельности, учащихся, исключённых из учебных заведений округа, перечнем книг и других печатных изданий, в которых проводились "идеи и учения самого вредного для учащегося юношества свойства". Вышестоящее начальство требовало сведений "о лицах, не закончивших курса наук за дурную нравственность или за неуспехи в науках", о предпринятых мерах "к исправлению учеников от дурных наклонностей и лени", о поведении учеников вне стен учебного заведения и тому подобное. В Одесский учебный округ поступали жалобы (главным образом анонимные) на некоторых учителей Феодосийской гимназии, которые якобы использовали своё служебное положение в корыстных целях или недобросовестно исполняли служебные обязанности. Из Одессы шли письма в Феодосию с просьбой разъяснить ситуацию. Такого рода почта вызывала негодование директора гимназии. На одном из полученных от попечителя округа писем он делает приписку: "Всё это гнусная клевета", на другом: "Много лжи и клеветы". В письмах к последнему Виноградов рьяно защищал педагогов от наговоров, доказывая свою правоту фактами. Феодосийская гимназия времени Виноградова была не обычным учебным заведением, а своего рода местным культурным центром. Жизнь в ней была интересной, много внимания уделялось гуманитарной подготовке. Гимназия притягивала к себе людей образованных, увлекавшихся изучением природы, истории и культуры Крыма. Педагоги были людьми просвещёнными, некоторые слыли хорошими краеведами. Немало выпускников гимназии стали выдающимися людьми. Когда будущий поэт и художник М. А. Кириенко-Волошин переехал с матерью в Феодосию (май 1893 года), его приняли в 5-й класс гимназии. Оказавшись в стенах гимназии, Макс сразу почувствовал себя в своей среде, приобрёл друзей среди гимназистов и учителей. В его "Автобиографии" сохранилась запись: "Феодосийская гимназия... Стихи мои нравятся, и я получаю первую прививку литературной "славы", оказавшуюся впоследствии полезной во всех отношениях: возникает требовательность к себе. Историческая насыщенность Киммерии и строгий пейзаж Коктебеля воспитывают дух и мысль". Макс Волошин часто читает на гимназических вечерах свои стихи и отрывки из произведений русских писателей, выступает в роли артиста, путешествует с приятелями по тем местам Крыма, которые позже назовёт Киммерией. Сближается с преподавателем русской словесности Юрием Андреевичем Галабутским, слывшим человеком интересным, неординарным. Директора гимназии любили все учащиеся, полюбил его и влившийся в её ученический коллектив Макс Волошин. Позже он вспоминал: "Феодосийская гимназия, благодаря личности В. К. Виноградова, бывшего очень добрым и гуманным человеком, в Одесском округе пользовалась репутацией "убежища", что её высоко ставило в глазах учеников и преподавателей и очень низко в глазах окружающей администрации". В гимназии у Макса обнаружились способности к рисованию. Её почётный попечитель И. К. Айвазовский интересовался успехами воспитанников в учёбе и рисовании. Просматривая их рисунки, он обратил внимание на юного Волошина и одобрительно отозвался о его работах. В Доме-музее Волошина в Коктебеле сохранился альбом рисунков и проб акварелью относящихся к годам его пребывания в гимназии. назад::на верх страницы::продолжение истории Феодосия история::Феодосия курорт::на главную |