----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Эчки-Даг - козья гора / к началу раздела


Эчки-Даг
Археология. Стоянки "раковинных куч"

Внимательному и вдумчивому исследователю любые полевые археологические работы, будь то разведки или солидные раскопки, всегда интеросны и всегда приносят радость открытий. Среди них неведомые ранее штрихи и новые страницы или целые главы в истории тех или иных племен и народов. Новые мысли, гипотезы, планы...

Итоги работ 1976—1987 гг. позволили поставить вопрос о наличии в Крыму новых, до этого неизвестных памятников — стоянок с галечными орудиями.

Все началось с казалось бы незначительной неточности. В 1938 г. в Ученых записках МГУ была опубликована статья Б. Ф. Добрынина, в которой указан фрагмент морской карадагской террасы, сохранившийся на побережье бухты Чалка неподалеку от Крабьего мыса. На поверхности террасы исследователь обнаружил морскую гальку и раковины моллюсков. Из этого и соответствующий вывод — терраса морская, образовалась при более высоком уровне моря.

Но тщательное обследование указанного Б. Ф. Добрыниным отрезка побережья опровергло этот вывод. На террасе действительно есть морские раковины и гальки из кара-дагских вулканических пород, но совершенно не ясно, как они сюда попали. Возникло предположение, что это — результат человеческой деятельности. Но какой и когда? В отношении раковин вопрос решился довольно просто — они находятся в отложениях вместе с очагами, обломками лепной посуды и кремневыми орудиями эпохи энеолита.

--

Это стоянки «раковинных куч». Они хорошо известны во многих приморских районах мира, в том числе и на Южном берегу Крыма. Но как попали на террасы гальки? Они обычно оббитые, реже целые, состоят из вулканических пород и явно окатаны морем. На склонах Эчки-Дага подобных горных пород нет; но на пляже их много. Твердо установлено, что сюда они перемещены морем с Кара-Дага. И еще одна существенная деталь: гальки, собранные на берегу и на высоких балочных террасах, отличаются по цвету и плотности патины.

В первом случае гальки яркие, свежеотшлифованные, патина отсутствует: во втором — тусклые, с плотной патиной, покрытые лишайником. А это верный показатель глубокой древности. Кроме того, и это главное, специальные исследования показали: все разбитые гальки, а их большинство, имеют искусственные сколы. Последние расположены не случайно, а, как правило, на одном конце гальки, явно заостряя ее окатанную тупую грань. Эти признаки искусственной обработки позволяют относить их к очень примитивным орудиям труда, так называемым чопперам и чоппингам.

Больше того, рядом с подобными галечными орудиями, как правило, находятся и отходы от их производства: сколотые с галек отщепы, обломки, чешуйки. Встречаются и неудачно разбитые и забракованные гальки. Облик обнаруженных отщепов характерен для древнекаменного века. Природа подобные «камни» создает исключительно редко, и их безошибочно можно отличить от искусственных.

Все как будто ясно, но почему на некоторых стоянках каменные орудия сопровождаются единичными кремневыми орудиями, обломками лепных и гончарных сосудов разных исторических эпох и культур? Как разновозрастные находки оказались в одном слое и на современной поверхности? Для ответа на эти и другие вопросы, поставленные перед нами природой и древним человеком, потребовалось около десяти лет раздумий, сомнений, дискуссий, тщательного изучения местонахождений, поисков аналогий. Чем же все это кончилось, к какому выводу привело?

На поверхностях эчки-дагских террас встречаются пятнообразные скопления и единичные находки галечных орудий. В пределах пятен наряду с тяжелыми галечными орудиями и гальками лежат мелкие и легкие отщепы и осколки. Следовательно, за многие прошедшие тысячелетия они почти не переместились в горизонтальной плоскости. Другое дело — находки отдельных галечных орудий или отщепов. Они или потеряны первобытным человеком или, что тоже вероятно, перемещены вниз но склону водными потоками с размытых стоянок.

Удалось объяснить, почему на некоторых стоянках наряду с преобладающими галечными орудиями и отходами от их производства встречаются отдельные предметы значительно более позднего времени. Они оказались вместе в результате очень медленного, но длительного снижения поверхности террас водной и ветровой эрозией. Мелкие частицы почвы выдувались ветром или размывались и уносились водой, а тяжелый археологический материал, первоначально залегавший на разной глубине, оседал и в конечном итоге оказался на одном уровне.

В настоящее время на приморском склоне Эчки-Дага известно около 20 стоянок с галечными орудиями. Они расположены на высоте от 10—20 до 200—250 м над уроннем моря на поверхностях второй, третьей и четвертой террас, которые в далеком прошлом являлись конусами выноса и поймами сравнительно крупных балок и оврагов. Большинство стоянок и наиболее выразительные из них обнаружены на четвертой террасе. Археологический материал концентрируется в виде «пятен» площадью 15 — 50 кв. м.

В каждом таком локальном «пятне» сосредоточены десятки предметов, оставшихся от обработки галек из одной, двух или трех вулканических горных пород. Определяющим и ведущим инвентарем этих стоянок являются чопперы и чоппинги. Для их изготовления обычно подбирались эллипсоидальные гальки длиной 8—10 см. Рабочий конец гальки заострялся при помощи нескольких сколов, нанесенных с одной и двух противоположных плоскостей гальки, а другой, более широкий («пяточный») — оставался необработанным и предназначался для упора руки.

На стоянках встречаются галечные изделия, в которых можно видеть проторубила, протоскребла, свериды, острия и другие предметы. Для производства орудий древний человек использовал очень прочные кара-дагские мелко- и скрытокристаллические вулканическне породы — морские гальки из кератофира, андезита, порфирита, трасса.

Галечные орудия фиксируют кратковременные стоянки-стойбища многочисленных (до 10—15 индивидуумов) бродячих групп собирателей-охотников. Периодически выходя к морю, они подбирали с пляжа подходящие гальки и, когда было необходимо, изготовляли из них каменные орудия. За пределами приморской части междуречья рек Отузки и Козы подобных стоянок не обнаружено. Следовательно, зона хозяйственной деятельности владельцев галечных орудий не выходила за пределы 10—12 кв. км побережья.

Галечный инвентарь стоянок наиболее близок к домустьерским (более 100—150 тысяч лет) памятникам южной Туркмении (Каратау I, Лахути I), Восточной Сибири (Улалика), Закарпатья (Королёво), Кавказа (Яштхва). Отсутствие четкой геологической стратиграфии и находок древней фауны не позволяет более определенно датировать эчкй-дагскиё стоянки. Ясно одно: пока что они являются наиболее ранними археологическими памятниками Крыма, предположительно ашельскими.

на верх страницы::Эчки-Даг::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту


Национальная феодосийская
картинная галерея Айвазовского


И. К. Айвазовский - биография
Киммерийская школа живописи

Феодосийский литературно
мемориальный музей А. С. Грина


Алые паруса страны Гринландия
Хроника жизни и творчества

Феодосийский муниципальный
музей Древностей

Феодосийский музей Древностей
История музея - Краеведение - Археология
Народы Крыма - Лапидарный дворик

Феодосийский музей
Марины и Анастасии Цветаевых
музей Марины и Анастасии Цветаевых
Марина и Анастасия Цветаевы
жизнь сестёр в Феодосии

Феодосийский народный музей
скульптора В. И. Мухиной


Мемориальная комната - Мастерская
Творческое наследие - Достояние нации

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.