Характер вулканических извержений зависит от состава лавы, от содержания в ней кремнезема. С увеличением его коли честна возрастает вязкость и уменьшается подвижность лав, а спокойный тип извержений сменяется бурным — взрывным. Вулканы со «спокойными» извержениями создают щитовидные холмы и горы, состоящие почти целиком из лавы. А при взрывном типе извержений образуется коническая гора со слоистым строением — стратовулкан. В стратовулканах потоки лав чередуются с вулканическими туфами, которые состоят из мелких и крупных обломков пород, выброшенных взрывами.
Недостроенное причальное сооружение общества "Русская пуццолана" в селе Курортное (строительство относится к началу 20-го века)
--
Характер извержений кара-дагского вулкана неоднократно менялся. Сначала извержения были подводными и формировался щитовой вулкан. От него в основании Берегового хребта Кара-Дага сохранились лавовые потоки из темно-серых спилитов, зеленовато-серых порфиритов и бурых кератофиров. Мелкие пустоты-поры, некогда бывшие в этих породах, заполнили кальцит, хлорит, цеолиты и другие минералы.
Позже извержения происходили уже на суше, скорее всего на острове. Они носили взрывной характер. Об этом свидетельствует чередование в верхней части Берегового хребта слоёв лав из кератофиров и андезитов со слоями вулканических туфов. Кратет кара-дагского вулкана тогда находился, предположительно, где-то над современным хребтом Хоба-Тепе и прилегающей акваторией моря.
В поздний период жизни вулкана из вязких малоподвижных лав образовались желтоватые липариты и зелёные трассы Святой горы. Существует мнение, что они слагают остатки вулканического купола над самостоятельным центом извержения.
Из всех продуктов вулканических извержений наиболее загадочны и интересны трассы. Загадочны потому, что точно не известно, как они образовались. По одной из версий трассы получились в результате переплавления липаритов и туфов.
Трассы — плотные породы яшмовидного облика, встречающиеся в Европе только на Везувии и Кара-Даге. Нередко они обладают красивым полосчатым или пятнистым рисунком из оттенков зеленых, зеленовато-серых и голубоватых тонов. Они хорошо шлифуются, полируются и пригодны для изготовления мозаик, ювелирных изделий.
Раньше породы типа трасса называли пуццоланами по городу Поццуоли в Италии, где их добывали. Пуццоланы использовались в качестве добавки к цементу при производстве водостойкого портландцемента. На таком цементе в Древнем Риме был построен знаменитый Колизей. В начале XX в. пуццоланы понадобились цементной промышленности России. Породы с их свойствами вскоре были обнаружены на Кара-Даге. Ими оказались трассы. В 1930—1941 гг. трассы добывали в карьере на Святой горе. Их доставляли по канатной дороге в Коктебель, а оттуда пароходами на цементные занодм Новороссийска. В 1978 г. было установлено, что трассы Кара-Дага переполнены морденитом - минералом из группы цеолитов. Трассы Святой горы — это промышленное месторождение цеолитов, но и условиях заповедника их разработка запрещена.