Темник Мамай и Афанасий Никитин в генуэзской Каффе
Нормальная, даже богатая жизнь продолжалась больше ста лет. Основной денежной единицей здесь был аспр - серебряная монета с гербом Генуи, с надписями на латинском и арабском языках. Каффские купцы хозяйничали на Черном и Азовском морях и сказочно богатели. С севера сюда везли пшеницу, шерсть, пеньку, меха, воск, мед. Из Индии привозили пряные коренья, самоцветы, ткани, сандаловое дерево, шафран, опий. Из Китая доставляли фарфор, из Эфиопии слоновую кость, из Аравии - мирру и ладан, с острова Цейлон - корицу и жемчуг... И все равно выгодней была работорговля. По словам Тафура, в Каффе продавалось рабов обоего пола «больше, чем где-нибудь еще в мире». Даже консулы Каффы вынуждены были выкупать своих солдат из татарского плена.
После битвы с Хаджи-Гиреем Каффа вынуждена была платить ему большую дань. С тех пор и пропала прежняя уверенность колонистов, непомерные поборы и налоги нарушили завидное благосостояние. Граждане города, особенно генуэзцы, начали покидать скудеющий город. Чтобы удержать людей в колонии, был издан даже специальный закон, согласно которому любой беглый раб, оказавшись в стенах города, считается свободным. Но и это не помогло - ослабленная Каффа доживала последние десятилетия.
В Каффе в 1380 году был убит золотоордынский эмир, темник Мамай. После поражения на Куликовом поле, а потом побежденный еще и Тохтамышем, он бежал в Каффу, но не нашел спасения, ибо слишком многие желали завладеть его богатством. Мамаю принадлежали в Крыму несколько селений, а возможно и город Солхат.
--
Комплекс памятника Афанасию Никитину в Феодосии (фото content.foto.mail.ru)
Для перевозки грузов каффские купцы нанимали большие быстроходные галеры, которые можно было использовать и как военные суда. Ведь им часто приходилось обороняться от пиратов, да и сами купцы не прочь были совместить торговлю с разбоем. Кстати, разбойный промысел дозволялся специальным генуэзским уставом (очевидно, для того, чтобы дополнительно привлечь молодых людей к службе в далеких колониях, окрасив ее элементами флибустьерской романтики). В городе работали судостроительные верфи; осталась даже крепостная башня под названием «Доковая».
Население Каффы классифицировалось, по официальным документам, на «генуэзцев», которых становилось все меньше, и «негенуэзцев». Последних тоже разделяли по их достатку на «граждан Каффы» и «обитателей». К концу XIV века больше половины граждан Каффы составляли греки, затем армяне и только после них, в убывающем порядке, - татары, грузины, русские, готы, евреи, черкесы, венгры, болгары... Один католический священник, прислушиваясь к речи горожан, отметил, что они говорили на 35 языках.
В ноябре 1474 года в Каффу возвратился после шестилетнего «Хожения за три моря» русский купец (а по призванию путешественник) Афанасий Никитин. Пройдя 25000 километров, побывав в Индии за 30 лет до знаменитого португальца Васко да Гама и подружившись с индусами, лишь в Крыму он почувствовал себя почти как дома.
«И пробыл в Трапезунде 5 дней. И, придя на корабль, сговорился о плате - дать со своей головы золотой до Каффы... И море было проплыл, да занесло нас к Балаклаве, а оттуда к Гурзуфу, и стояли здесь 5 дней. Божею милостью приплыл в Кафу за 9 дней до Филиппова заговенья...».
Позднюю осень и зиму провел Никитин в Каффе, приводя в порядок путевые тетради (именно здесь, в обстановке гостеприимного города, ему впервые представилась такая возможность). Здесь он молился Господу и переписывал молитвы на всех языках, которые выучил во время своих странствий... Ранней весной, с последним караваном русских купцов отбыл наш путешественник на родину. В Тверь он, правда, не попал, а согласно летописи, «умер, до Смоленска не дойдя».
Есть большой бронзовый монумент Афанасию Никитину в Твери. Наверное поставят когда-нибудь памятник великому путешественнику и в Феодосии - ведь именно здесь завершил он свое «Хожение за три моря», третьим и последним из которых оказалось Черное море.