----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Чёрное море и его обитатели / к началу раздела


Жемчужины - дети Луны
ищите в мидиях и устрицах

начало::окончание

Джень-джу - это китайское название жемчуга. У татар он "зень-джу", у арабов - "зень-чуг", у греков - "маргаритес", у немцев - "перл". В церковно-славянских книгах жемчуг назван "бисером". Евангельское выражение "Не мечите бисер перед свиньями" означает тщетность убеждения недостойных, от которых не приходится ждать ни понимания, ни благодарности. Среди ловцов жемчуга его за округлость попросту называют "рыбий глаз".

В Чёрном море жемчуг встретить можно в раковинах мидий и устриц. Прибрежные жители добывали этих моллюсков, особенно мидий, на еду со времён незапамятных. Находили створки этих моллюсков, как уже говорилось, в больших кучах на берегах морей и океанов, и по времени возникновения археологи приурочивают их к каменному веку. Надо полагать, что с жемчугом люди познакомились именно с этого времени, так как, конечно же, находили изредка мелкие жемчужинки внутри раковин.

Образуется жемчуг и внутри пресноводных пластинчатожаберных моллюсков. Добывали его, в основном, на северных реках и на Амуре. Называли округлый крупный жемчуг "бурмитским" или "скатным". Морской жемчуг "кафский" или "кафийский" купцы привозили на Русь из древней Кафы, по нынешнему Феодосии. Этот город был когда-то крупнейшим торговым центром, и в начале 16-го века купцы в массе отправлялись к Чёрному морю за "кафинскими зёрнами". В новгородской торговой книге этим покупателям наказывалось: "А купите жемчуг весь белый, чистый, а жёлтого никак не купите, на Руси его никто не купит".

С давних времён определение "жемчужный" означало на Руси либо высшую степень нравственности человека, лидо характеристику каких-то особо добротных предметов. В памятнике древнерусской литературы 12-го века - "Слове о полку Игореве" говорится: "Един же изрони жемчужну душу из храбра тела чрез злато ожерелье". Другими словами: кто-то потерял свою чистейшую жемчужную душу из-за золотого ожерелья".

Предметом торговли в Кафе был привозимый с аравийского побережья Персидского залива и Индии жемчуг. Тот жемчуг, который образуется в черноморских мидиях и устрицах, предметом торговли не был. Не тот размер, не те товарные качества. Диаметр 1,5-4 мм от силы, цвет не популярный, розоватый и голубой, а серый, зеленоватый или грязно-сиреневый, да и по форме он неправильный, угловатенький. В каждой из раковин мидии находили одну, редко 2-3 жемчужинки, но случались и исключения. На борту затонувшего возле Феодосии судна некто М. Коваленко нашёл мидию, внутри которой было 133 жемчужинки, каждая весом от 50 до 70 мг, но это, повторяем, редкость, зачастую в раковинах вообще нет жемчужинок.

Ценность жемчужин возрастает с увеличением их веса и размера. В продаже обычен жемчуг от 8 до 9 мм в диаметре. Более крупные оцениваются очень дорого и даже получают собственные имена. Так, жемчужина "Звезда запада" весом в 10 гр. была оценена в 14000 фунтов стерлингов. "Жемчужина мира", которая хранится в Лондоне, весит 90 гр. Самая крупная в мине "Жемчужина Аллаха" была найдена в гигантском тропическом моллюске тридактне.

--

Когда человек впервые задумался о причинах возникновения жемчужных зёрен в раковинах, сразу же появилась масса изустно передаваемых из поколения в поколение мифов, легенд, догадок. Человеческая фантазия изобрела более десятка теоретических обоснований зарождения этих зёрен, и мы кратко упомянем о четырёх из них, наиболее красивых и поэтичных. Ловцы жемчуга в Красном море полагали, что жемчужины - дети Луны. Именно в полнолуние свет определённой звезды достигает морского дна, попадает в "раковинные уста". Раковина впитывает в себя драгоценные лучи, из которых и образуются жемчужины. В полнолуние ловцы имели обыкновение показывать добытый жемчуг звёздам и Луне - их матери.

По индийской версии в возникновении жемчужин повинны звёзды. Вернее, одна из них - звезда Свати. На её восходе над морем тих и бесшумно идёт таинственный дождь, а навстречу ему, приоткрыв раковины, из сокровенных глубин моря, поднимаются моллюски. Каждая ждёт, каждая надеется, но только в единицах остаётся голубоватый отсвет звёздных дождинок. Сподобившиеся медленно и удовлетворённо опускаются на дно, и в их лоне начинают расти драгоценные зёрна. Одним словом, по этим двум первым версиям жемчуг рождается, как говорят французы, "под прекрасной звездой".

Третья версия: жемчуг - это утренняя роса, застывшая в раковине (о пресноводном жемчуге), и четвёртая: жемчужные зёрна, не что иное, как слёзы обольстительной красавицы, потерявшей возлюбленного. Это, конечно, малая часть существующих у разных народов легенд и преданий, но все они говорят о том, что жемчугообразование, дело тонкое, и удостаивались такой чести, как уже говорилось, далеко не все раковины. Подметив это, персидский поэт Саади как-то написал: "Не всякая раковина беременна жемчугом".

Надо сказать, что добыча жемчуга издавна была связана у людей не только с достатком и радостью обладания им, но и с горем, слезами, коварством, кровью, смертью, потерей здоровья. Добывать жемчуг приходилось на больших глубинах. Отсюда различные профессиональные заболевания и ранняя смерть ловцов. Были также и воровские драки, и поножовщина, и коварный обман, и обсчёт купцами простодушных, часто невежественных добытчиков. В сокровищнице национальной культуры Китая 13-го века, в одном из стихотворений древнекитайского поэта Ду Фу, говорится именно об этом:

Прибыл гость
С берегов отдалённого моря,
Жемчуга подарил он мне -
Слёзы русалок.

Я бамбуковый короб
Тогда изготовил,
Чтобы жемчуг хранить
Для уплаты налога.
Но гляжу: превратился он
В капельки крови...

на верх страницы::начало::окончание::Чёрное море::на главную


Поиск по сайту


Национальная феодосийская
картинная галерея Айвазовского


И. К. Айвазовский - биография
Киммерийская школа живописи

Феодосийский литературно
мемориальный музей А. С. Грина


Алые паруса страны Гринландия
Хроника жизни и творчества

Феодосийский муниципальный
музей Древностей

Феодосийский музей Древностей
История музея - Краеведение - Археология
Народы Крыма - Лапидарный дворик

Феодосийский музей
Марины и Анастасии Цветаевых
музей Марины и Анастасии Цветаевых
Марина и Анастасия Цветаевы
жизнь сестёр в Феодосии

Феодосийский народный музей
скульптора В. И. Мухиной


Мемориальная комната - Мастерская
Творческое наследие - Достояние нации

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.