начало::окончание
По причине сросшихся век все змеи спят с открытыми глазами. Когда линяют, линяют у них и глаза. Выползая из старой шкурки, ужи оставляют её где-либо в скалах или на берегу. Раньше люди, находя шкурку, считали, что змеи бессмертны и потому периодически меняют кожу. Называется сброшенная шкурка "выползок", а в старых русских книгах "змеевина", или "выползина". Выползиной она называется и в словаре В. И. Даля.
В связи с этим приведём один интересный эпизод из жизни А. С. Пушкина. Он часто бывал в доме у Даля, и то рассказал поэту о том, что сброшенная змеиная шкурка называется "выползиной". Ну рассказал и рассказал. Однажды Александр Сергеевич заявился в дом Даля в новом, с иголочки, фраке и, крутясь перед зеркалом воскликнул: "Какова выползина!". Посмеялись и забыли об этом. После дуэли Владимир Иванович неотлучно находился возле умирающего поэта. Перед самым концом Пушкин снял с пальца кольцо и отдал Далю. Была у него и другая реликвия, на этот раз от Натальи Николаевны. Она отдала ему простреленную на дуэли "выползину". Ну это так, к слову пришлось. Вернёмся к образу жизни ужей.
Появляются ужи весной, в апреле, вскоре линяют, спариваются и уходят в воду. Яйца кладут в июле, когда солнце уже в полной силе и тепла хватает для развития ужиных зародышей. В народе эти яйца называли "петушиными яйцами", считалось, что они обладают какими-то магическими свойствами. Наверное, поэтому знахари старой Руси в снадобья свои добавляли иногда и ужовый жир.
Перед яйцекладкой самка отыскивает где-либо в прелой листве или в навозе ямку. Останавливается над ней, задирает хвост и выметает от 5 до 20 яиц. Они похожи на голубиные, но с мягкой скорлупой. Через три недели 15-сантиметровые ужата выползают из яиц. Они глазастые, зубастые и с первого же дня - великолепные пловцы. Добытчики пока они не очень ловкие, рыбку им ещё не поймать, и потому подкармливаются некоторое время насекомыми.
Зимуют ужи где-либо в горах или в степи, неподалёку от водоёмов, в корягах, старых пнях, в палой листве, иногда в брошенных норах грызунов, но всегда в местах укромных и в затишке. Забираются туда чаще всего парами или целыми компаниями. Иногда поодиночке.
Покуда март гудит в лесу по голым
Снастям ветвей, - бесцветна и плоска,
Я сплю в дупле. Я сплю в листве тяжёлым,
Холодным сном - и жду: весна близка.
И. Бунин
По характеру ужи доверчивы и добродушны - и обыкновенный, наземный уж, и водяной. Они прекрасно уживаются в террариумах с другими змеями и даже с земноводными животными. В последнем случае, если ужи сыты. Очень часто держатся и даже размножаются неподалёку от жилища человека. А. М. Никольский, автор книги "Гады и рыбы", пишет: "Так и хочется эту доверчивость, с которой уж приближается к человеческому жилищу, приписать в некотором роде чистой совести этой змеи. Особенно человеку нечего бояться... человек может... схватить его... и посадить за пазуху".
--
Внешне уж красив и элегантен. Головка маленькая. От неё и до хвоста тонкое, не толще 5 см в диаметре, тело. На теле пять продольных четырёхугольных пятен, за что зовут его ещё "клетчатым" ужом. Окраска спины тёмно-оливковая, брюшко жёлто-оранжевое, с пятнышками. Длина изрядная, до 1,2 м. Нередки случаи, когда на пляжах водяные ужи пугали купающихся. Они когда плывут, голову держат над водой, а длинное извивающееся тело их кажется зловеще чёрным.
Водяной уж очень любит лежать на прогретых солнцем камнях и скалах. В воду спускается бесшумно, плавает обычно неглубоко, у поверхности воды, но может в поисках добычи "фланировать" и у самого дна. Даже может лежать, отдыхая, на дне или пуститься в далёкое "путешествие" при какой-либо надобности. Как-то датский путешественник Ирмингер нашёл очень уставшего водяного ужа на расстоянии более 20 ки от берега. Его взяли на борт, так как она сам пытался взобраться на судно, а потом на берегу выпустили. Голодать ужи могут подолгу, почти год, и за это время сильно худеют, но зато когда дорвутся до еды, "охулки на руку" не кладут - могут запросто проглотить 15-20 рыбьих мальков. Поймавши рыбу уж устраивает на берегу почти цирковое зрелище. Долго подбрасывает её в воздухе, жонглируя, пока не удастся ухватить её за голову.
Под конец упомянем о том, что змеи, чаще всего ужи, - герои сказок, мифов, преданий и верований у многих народов. Среди русских бытовала легенда, согласно которой уж заткнул собою дыру, которую прогрызла мышь в Ноевом ковчеге, и потому обижать, убивать ужа считалось грехом. По свидетельству академика Б. Рыбакова, у славян были два змеиных праздника, приуроченных к весеннему и осеннему равноденствию.
У русичей "добрые змеи ... ужи и ... полозы порой жили по избами. Дети играли с ними и пили молоко из одной чашки. Добрые змеи враждовали в гадюками. Туда, где живёт уж или полоз, гадюка не ходит" (В. Иванов "Русь изначальная"). В античной Греции и Риме существовал культ почитания змей. Был он и у болгар, армян, сербов, украинцев. Литовцы даже подкармливали ужей, выставляя для них плошки с молоком, которое, кстати, ужи очень любят. Существует украинская легенда, согласно которой в царстве ужей есть свой ужиный царь. Он носит корону, украшенную драгоценными камнями, и если кто-либо из людей причинит вред одному из царских подданных, то ему грозит пожар, или рождение урода в семье, или ещё какая-нибудь беда.
Само слово "змея" произошло от слова "земля", то есть ползающая по земле.
на верх страницы::начало::окончание:Чёрное море::на главную