----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Киммерии творческая слава: люди Феодосии и Коктебеля


М. Цветаева, О. Мандельштам, А. Грин

начало::окончание::назад к содержанию

Пребывание в Феодосии сыграло особую роль и в творческой судьбе Александра Степановича Грина (1880-1932). В 1924 году он, уже известный в ту пору писатель, вместе с женой и её матерью поселился в Феодосии, где прожил до 1930 года. "В этом поступке Грина, - писал К. Г. Паустовский, - отразился верный инстинкт писателя: приморская жизнь была той реальной писательской средой, которая давала ему возможность выдумывать свои рассказы". Поэтическая романтика Феодосии стала созвучной мироощущению писателя, источником его творческого вдохновения. В феодосийский период им были созданы четыре романа, среди которых "Бегущая по волнам" и "Золотая цепь", две повести, около четырёх десятков рассказов и новелл.

Не меньшую роль сыграла Феодосия в творческой судьбе Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938). В период гражданской войны в России многие известные деятели культуры бежали на юг, в Крым, спасаясь от ужасов террора и братоубийственного кровопролития. Этим и объясняется такой наплыв в Феодосию в 1919-1922 годах многих известных поэтов, писателей, общественных деятелей.

"Мы познакомились, - вспоминал о Мандельштаме Эмиль Миндлин, - в подвале "ФЛАКа". Беря за пуговицу или под руку, он уводил собеседника в угол и, смотря в упор влажными сияющими глазами, выпячивал нижнюю губу и читал нараспев:

На каменных отрогах Пиэрии...
Справляли музы первый хоровод...

Иногда мы расхаживали с ним по ещё пустому подвальному залу... и, держась за меня, он читал, полузакрыв глаза... Дервиш с гранитных набережных холодного Санкт-Петербурга! Во имя Аллаха, подайте гордому петербуржцу, заброшенному в тень генуэзской башни и сочиняющему стихи за столиком феодосийского кафе "Фонтанчик"! На солнцепёке, у ограды лишённого кровли или навеса кафе, за крошечной чашечкой турецкого кофе он часами просиживал, сочиняя стихи, высокомерно смотря на окружающую толпу и зная наверняка, что кто-нибудь рано или поздно подсядет к нему и заплатит за выпитую им чашечку кофе...

--

Этот блаженный, поющий стихи за неоплаченной чашечкой кофе, был им понятнее, чем прочие люди, сбежавшие в приморский город - древнюю Каффу, богоданную Феодосию, со всех концов, по их мнению, сошедшей с ума России... В этом кафе он читал мне, скандируя и отбивая ногой, "Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы", - может быть, более, чем любое его стихотворение, объясняющее его поэзию. У Соколовского на дому... Мандельштам читал нам свои стихи о Феодосии. Мы напечатали их потом в нашем "Ковчеге".

Стихотворение Мандельштама "Феодосия", написанное в 1920 году, является, быть может, самым лучшим поэтическим произведением, посвящённым городу Феодосия:

Окружена высокими холмами,
Овечьим стадом ты с горы сбегаешь
И розовыми, белыми камнями
В сухом прозрачном воздухе сверкаешь.
Качаются разбойничьи фелюги,
Горят в порту турецких флагов маки,
Тростинки мачт, хрусталь волны упругий
И на канатах лодочки-гамаки...
......................................................
Идём туда, где разные науки
И ремесло - шашлык и чебуреки,
Где вывеска, изображая брюки,
Даёт понятье нам о человеке...
Здесь девушки стареющие, в чёлках,
Обдумывают странные наряды,
И адмиралы в твёрдых треуголках
Припоминают сон Шахерезады.
Прозрачна даль. Немного винограда.
Недалеко от Смирны и Багдада,
Но трудно плыть, а звёзды всюду те же.

В 1919-1920 годах поэт часто бывал в Отузах, где создал блестящий поэтический цикл - "отузский". "Как-то он долго отсутствовал, - вспоминал Миндлин, - и вдруг - встреча, и, разумеется, на площади у "Фонтанчика". На этот раз мы не сели за столик - перешли на другую сторону к генуэзской башне. Он только что из Отуз, почти багрово-красный, и бог знает, в каком виде его пиджак, да и весь он, обросший густой чёрной щетиной... Они с братом (А. Э. Мандельштамом. - авт.) работали на виноградниках Отузской долины, что-то удалось заработать... Он уже держит меня за пуговицу, уже уводить в тень башни. И уже влажно блестят его глаза, и начинает дрожать выпяченная нижняя губа, и уже струится первая, прозрачная как хрусталь строка...

Веницейской жизни мрачной и бесплодной
Для меня значение светло...

Возвращаясь из Отуз, он с братом спускался с гор в Коктебель. Брат нёс в кармане горстку заработанных на винограднике денег. Осип Мандельштам уносил из Отузской долины одно из самых прекрасных своих стихотворений и самых странных, пожалуй. Где-то там, в Отузах, померещилась ему зелёная Адриатика. И не удивительно ли, что так сияет его лицо - восторженно, торжествующе, когда он нараспев читает:

На театре и на праздном вече
Умирает человек...

В Отузах он проводил ночи на винограднике под каким-то навесом. Было далеко спускаться к морю по солнцепёку, и единственная рубаха давно почернела от пота. Кусок брынзы и кружка воды, - вот и весь обед... И в то же время слагались стихи о пышности венецианской жизни:

Тяжеля твои, Венеция, уборы,
В кипарисных рамах зеркала.
Воздух твой гранёный.
В спальне тают горы
Голубого дряхлого стекла...".

Несмотря на бытовые тяготы, время, проведённое Мандельштамом в Феодосии, Коктебеле и Отузах, оказалось необычайно плодотворным для творчества. В его лирике появились античные реминисценции и образы, полные глубокого, подчас трагического раздумья о мире и человеке. Волошинская Киммерия стала таким местом в творческой судьбе поэта, где античность и современность соединились в новой для его поэтики категории - "вечное настоящее". Всё это нашло отражение в стихотворении "Меганом".

на верх страницы::назад к содержанию::на главную


Поиск по сайту


Национальная феодосийская
картинная галерея Айвазовского


И. К. Айвазовский - биография
Киммерийская школа живописи

Феодосийский литературно
мемориальный музей А. С. Грина


Алые паруса страны Гринландия
Хроника жизни и творчества

Феодосийский муниципальный
музей Древностей

Феодосийский музей Древностей
История музея - Краеведение - Археология
Народы Крыма - Лапидарный дворик

Феодосийский музей
Марины и Анастасии Цветаевых
музей Марины и Анастасии Цветаевых
Марина и Анастасия Цветаевы
жизнь сестёр в Феодосии

Феодосийский народный музей
скульптора В. И. Мухиной


Мемориальная комната - Мастерская
Творческое наследие - Достояние нации

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.