Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей ДревностейФеодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 
Статуи львов. Мрамор. III-I вв. до н.э. Феодосия
Статуи львов. Мрамор. III-I вв. до н.э.

Плита о возведении постройки. Песчаник. 1406 г.
Плита о возведении постройки. Песчаник. 1406 г.

Закладная плита храма Архангелов Гавриила и Михаила
Закладная плита храма Арх. Гавриила и Михаила

База колонны. Кафа. XIII-XV вв.
База колонны. Кафа. XIII-XV вв.

Мусульманское надгробие. XIV в.
Мусульманское надгробие. XIV в.

 
 

Лапидарный дворик

Основу музейного собрания первоначально составили лапидарные памятники: гербовые плиты строительные надписи, надгробия, архитектурные детали и пр., - из Феодосии и других уголков Крыма. Становлению коллекции каменных плит музея в XIX в. способствовала жесткая позиция властей. В музей передавались все находки плит из Феодосии и окрестностей. В ХХ в. лапидарное собрание пополнялось в результате археологических исследований и случайными находками плит. Со временем в феодосийском музее сформировалась богатая лапидарная коллекция.

Сегодня часть лапидарного собрания находится под открытым небом в музейном дворике. Античные и средневековые памятники знакомят с прошлым древнегреческих поселений Северного Причерноморья и с историей средневековой генуэзской Каффы (османской Кефе) крупнейшего городского центра региона. Греческие итальянские, армянские, татарские, турецкие и караимские памятники характеризуют культуру и религии народов Крыма. Своеобразие лапидарному дворику Феодосийского краеведческого музея придают старинная плитовая мостовая и брусчатка XIX – первой половины ХХ вв.

Одними из самых ранних и, по-праву, знаковых экспонатов музейного собрания являются два мраморных льва. Они поступили в музей в 1811 г. Они были найдены в Керченском проливе вблизи древнегреческого города Фанагория. Возможно, что эти статуи академик П. С. Паллас в конце XVIII в. видел лежащими у входа в карантин г. Еникале. По мнению исследователей, стиль, в котором выполнены скульптуры, можно датировать III – I вв. до н.э.

Значительную группу архитектурных элементов в лапидарном дворике представляют памятники генуэзской Каффы и турецкого города Кефе. Обрамления дверных проемов, навершия колодцев, закладные плиты и детали культовых сооружений, все это «рассказывает» внимательному исследователю о высоком уровне мастерства зодчих и камнерезных дел мастеров. Как правило, основным материалом для предметов архитектурного декора в нашем городе служил местный известняк.

Немногочисленные предметы, изготовленные из мрамора, имеют импортное происхождение. Основным местом для добычи мрамора в античности и в средневековье были каменоломни итальянского п-ва и каменоломни острова Проконес (в наше время остров носит название Мраморный). Именно из проконеского мрамора изготовлены базы колон, чаши для омовения и другие экспонаты лапидарного собрания.

Во все времена мастерство скульптура ценилось весьма высоко и потому некоторые архитектурные детали несут информацию о человеке оплатившим работу мастера. Таково, к примеру, навершие колодца с четырехкратным изображением герба Грифедо Чигара (орел на щите с короной). Надпись на нем гласит: «Построен колодец Амиром.» Или на другом навершии надпись на латыни: «Михаил из Падуи меня сделал». Камень — прочный и долговечный материал.

По этой причине он выбран для запечатления памяти о умерших, о высоком общественном статусе и должности. Закладные плиты наглядно демонстрируют легитимность власти консулов Каффы, торговые и политические связи колонии и метрополии, а так же суверенные взаимоотношения с Крымским Ханством. В камне исполнен и полный религиозного смысла декор, украшающий базы колон христианского храмов и фрагменты убранства мечетей города.

Несколько надгробий турецкого периода города имеют общий стиль. Форма исполнена в виде вертикальной колонки или столба, верхняя часть оформлена в форме рельефной «крутящейся» розетки, занимающей весь диаметр. Надписи на арабском (староосманский турецкий) выполнены вкруговую и в виде вертикальных картушей. В лапидарном дворике Феодосийского музея древностей экспонируется одно из наиболее ранних мусульманских надгробий Крыма с надписью «Это могила покойного Агаш(Агуш)-бека, сына Кулумыша, да смилостивится на ним Аллах» (Мрамор.XIV в.).

Плита с генуэзской надписью и резным орнаментом, представляет собой фрагмент верхней части обрамления портала. Верхнюю часть плиты занимает «сельджукская цепь». В одном из перекрестьев цепи — рельефная выпуклая розетка, в другом — резное изображение герба на щитовом поле. Справа высечена четырехстрочная надпись: «В год 1406, в третий день сентября месяца... во славу Святых Петра и Павла... Джованни де Марини, Джулиано, основавший...Доминика, некогда консула, эту мраморную плиту установил...».

Архитектурные детали выполняли функции водоотвода с крыш построек. Таков, к примеру, водослив (слезник) каменный. В настоящее время их можно увидеть на аутентичных постройках XIV – XV вв. в старом квартале города (Карантин).

Имеются несколько купелей или чаш для омовений, выполненных из мрамора или известняка. Одна из чаш выполнена из античной капители. Это становится понятным потому что на задней стенке сохранился рельеф из аканфовых листьев. Базы колон украшены изображениями «армянских роз», кипарисов, букетов цветов в вазах. Значительную группу лапидарных памятников представляют «хачкары».

 Закладная плита мечети. Кефе. XVI в.
Закладная плита мечети. Кефе. XVI в.

Обрамление колодца. Каффа. Известняк. XIV в.
Обрамление колодца. Каффа. Известняк. XIV в.

Мусульманское надгробие. Мрамор. XIV в.
Мусульманское надгробие. Мрамор. XIV в.

База колонны. Кафа. XIII-XV вв.
База колонны. Кафа. XIII-XV вв.

База колонны. Кафа. XIII-XV вв.
База колонны. Кафа. XIII-XV вв.

 



Вернуться на главную страницу сайта "Киммерия"

© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия сайта не обновляется и обновления не планируются.