| |
Киммерии творческая слава: люди Феодосии и Коктебеля |
Киммерии творческая слава М. Цветаева, О. Мандельштам и А. Гринначало::окончание::назад к содержанию Особую роль в жизни и творчестве Марины Ивановны Цветаевой (1897-1941) сыграло пребывание в Феодосии. Она прожила здесь около восьми месяцев (в 1913-1914 годах), именно здесь были написаны одни из лучших её произведений, в том числе посвящённые Феодосии. Сёстры Марина и Анастасия Цветаева впервые попали Крым ещё в 1905 году. С родителями они гостили в Ялте на даче писателя Сергея Елпатьевского, но всё же первое сознательное соприкосновение их с "брегами Тавриды" произошло в 1911 году, когда они впервые приехали в Коктебель к Волошину. Летом 1911 года сёстры вместе с ним бывали в Феодосии, которая сразу же покорила их своеобразием и восточным колоритом. "Это была сказка из Гауфа, - вспоминала А. Цветаева, - кусочек Константинополя... И мы поняли, что Феодосия - волшебный город и что мы полюбили его навсегда". В 1913 году, после смерти отца, И. В. Цветаева, сёстры решили уехать из опустевшей Москвы именно в Феодосию. В октябре 1913 года Марина и Анастасия вместе со своими мужьями - Сергеем Эфроном и Борисом Трухачёвым, а также с дочерью Марины Алей прибыли в Феодосию. Марина с мужем и дочерью поселились на Анненской улице в доме А. Ф. и Э. М. Редлихов (ныне ул. Шмидта, 14), в районе Форштадта. Анастасия с семьёй - на углу улиц Бульварной и Военной (ныне ул. В. Коробкова, 13). Цветаевы сразу же вошли в круг феодосийских друзей и знакомых Волошина. Особенно интенсивно общались с многочисленными потомками семейства И. К. Айвазовского: семьями Латри, Лампси и Ниной Александровной Айвазовской, племянницей второй жены художника. Нина Александровна жила на окраине Феодосии, слыла "светской львицей" и любила собирать у себя доме музыкальные вечера с чтением стихов, игрой на фортепиано, пением романсов и непременным весёлым застольем. В её доме происходили импровизированные литературные вечера с чтением стихов, в которых участвовали Волошин, сёстры Цветаевы, Василий Дембровецкий, Михаил Сарандинаки, пели романсы Ариадна Латри и Пётр Лампси. "Салонная" деятельность городской интеллигенции в этот период станет доминирующей: известностью пользовались литературно-музыкальные вечера у Н. А. Айвазовской, А. М. Петровой, П. Н. Лампси. Анастасия Цветаева вспоминала: "Феодосия предвоенных лет! Та, через фиту, полная уютных семейств, дружеских праздничных сборищ, ожидания гостей, наивного восхищения талантом". Феодосийский период оказался чрезвычайно плодотворным для творчества Марины Цветаевой; после российских и московских впечатлений поэтесса попала в совершенно иной мир, наполненный южной экзотикой, романтическими лунными восходами над Феодосийским заливом, живым ощущением прикосновения к древней истории города. "Во всём моём существе, - писала она философу Василию Розанову весной 1914 года, - какое-то ликование... Сейчас, так радостно, такое солнце, такой холодный ветер, я бежала по широкой дороге, мимо тоненьких акаций... Я чувствовала себя такой лёгкой, такой свободной... Сейчас закат, ещё различаю, что пишу". -- Над Феодосией угас Навеки этот день весенний, И всюду удлиняет тени Прелестный предвечерний час... Иду вдоль генуэзских стен, Встречая ветра поцелуи, И платья шёлковые струи Колеблются вокруг колен... Иду вдоль крепостных валов, В тоске вечерней и весенней, И вечер удлиняет тени, И безнадёжность ищёт слов. В Феодосии и Коктебеле поэтесса создаёт несколько стихотворных циклов, поэму "Чародей" и ряд отдельных замечательных произведений: "Генералам двенадцатого года", "Есть такие голоса...", "Я с вызовом ношу его кольцо...", "Идёшь, на меня похожий...", "Уж сколько их упало в эту бездну...", "Стать тем, что никому не мило...". Большинство из них вошло в её сборник "Юношеские стихи: 1913-1914", которые поэтесса считала важным этапом своего творчества. на верх страницы::назад к содержанию::на главную | |
|