----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Памятники истории и архитектуры Феодосии


Храм во имя Скорбящей иконы Божией Матери в селе Насыпное

На месте современного храма в 4-6 веке стояла в греческая часовня, носившая имя Крестителя Господня Иоанна. Вокруг нее греческие моряки устроили небольшое поселение. В 9 веке во время междоусобной стычки на почве иконоборчества часовня была разрушена. Вместе с ней разрушили и устроенную при здании уникальную библиотеку на греческом языке. В эпоху Золотой Орды в 12 веке на территории Насыпного была образована армянская купеческая колония. Жители колонии были богаты и в промежутке между 1393 и 1420 годами построили церковь в честь Святого Григория, просветителя армян. Во время религиозного конфликта между мусульманами и христианами в 1618 году церковь была разрушена. Погибли более 500 армян, находившихся на тот момент в здании. После этих событий само место расположения храма люди обходили стороной. До конца 18 века здесь не осталось камня на камне.

Церковь в Насыпном близ Феодосии в КрымуВ конце 18 века в 1796 году эту землю от Императорского дома получает в награду за хорошую службу русский генерал Захарий Бекарюков. Обустраиваясь на новом месте, генерал Бекарюков переводит сюда своих крепостных из Курска и Харьковской губернии. И в 1830 строит на месте прежних руин храм в честь иконы "Божьей Матери скорбящих радосте". Проект храма был сделан Санкт-Петербургскими архитекторами.

Церковь построена в виде креста с единственным куполом в центре здания и круглой апсидой. Купол установлен на круглом барабане с шестью арочными окнами. Над входом построена лёгкая колокольня, каждый угол её средней части оформлен колонкой, верхняя часть - круглая. Каждый вход храма украшают портики с четырьмя колоннами дорического ордера и треугольными фронтонами, тимпаны которых не имеют заполнения. Церковь является образцом провинциального классицизма. Рядом построена крещальня.

Некоторые иконы в церкви были подарены Иваном Айвазовским, здесь же венчалась одна из его дочерей. В этом же храме служил молебен царь Николай II, когда направлялся в Кизилташскую обитель. В то время территория вокруг храма была благоустроена. Прекрасное, выполненное в классическом стиле жилое здание дополняло архитектурный комплекс церкви. Этот ансамбль украшал красивый уютный сквер и небольшой пруд.

В 1937 году храм был закрыт. Сначала в нем было устроено зернохранилище, затем химический склад. Еще до войны тракторами была сорвана колокольня. В 1984 году церковь пытались разрушить с помощью танка. Но эти усилия оказались тщетными. С 1996 года начал поднимать вопрос о восстановлении этой святыни протоиерей Алексей Свитанский. Но только через 2 года дело сдвинулось с мертвой точки. В 1998 году в восстановлении принял усердное участие иерей Георгий Первушин. В 2000 году храм был освящен правящим архиереем Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем.

Информация с сайта sobory.ru и по материалам: «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, 2003; Феодосийского благочиния Симферопольской и Крымской епархии; фото Василия Филиппова, 2008.

--


Словарик архитектурных терминов:

Апсида (от гр. apsidos - дуга, полукруг) - алтарный выступ церковного здания, полукруглый или прямоугольный, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом, а также аналогичная по форме часть внутреннего пространства здания, в которой находится алтарь. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида ориентирована на восток. Храм имеет обычно нечётное число апсид.

Дорический ордер - один из трёх основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками - каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки - эхина и толстой квадратной плиты - абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы. Дорический ордер сложился в дорийских областях Древней Греции в период перехода к строительству храмов и сооружений из камня (встречается уже между 600 и 590 до н. э. в самой Греции и в дорийских колониях - храм Артемиды в Керкире). В VI-V вв. до н. э. лаконичный и мужественный дорический ордер стал важнейшим элементом монументальных композиций и главным средством художественной выразительности зодчества поздней архаики и классики.

Ионический ордер - один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют (спиральных орнаментов). Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями. Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э. Первым из больших ионических храмов был храм Геры на Самосе, построенный приблизительно в 570—560 годах до н. э. архитектором Роикосом и вскоре разрушенный в результате землетрясения. Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним из «Семи чудес света».

Капитель (лат. caput «голова») — венчающая часть колонны или пилястра. Используется во многих архитектурных стилях, начиная с античности. Верхняя часть капители выступает с каждой стороны колонны с тем, чтобы обеспечить переход к абаке, которая обычно имеет квадратную форму.

Классицизм - (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства.

Портик (от лат. porticus), выступающая вперёд часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком. Портики были широко распространены в античную эпоху (известны с периода архаики в храмах Древней Греции), когда часто сооружались также отдельно стоящие портики. Особое значение портики получил также и в европейской архитектуре нового времени (преимущественно в классицизме 18, 1-й трети 19 вв.). В зодчестве 19—20 вв. роль колонн в портиках часто выполняют столбы.

Тимпан - треугольное поле фронтона, ниша полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью; в тимпане часто размещают скульптуру, живописные изображения и прочее.

Фронтон - увенчание фасада здания, имеющее чаще всего форму треугольника, ограниченного с боков двумя наклонными карнизами, а снизу главным карнизом здания. Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном., треугольное поле которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения.

на верх страницы::Достопримечательности Феодосии::Курорт Феодосия::на главную


Поиск по сайту


Архитектура Феодосии

---Застройка города конца 18-го века
---Застройка города начала 19-го века
---Застройка города конца 19-го века
---Изменения в начале 20-го века (1)
---Изменения в начале 20-го века (2)
---Феодосийские дачи на набережной
---Рядовая застройка 20-го века (1)
---Рядовая застройка 20-го века (2)
---Вторая половина 20-го века (1)
---Вторая половина 20-го века (2)



Памятники Феодосии

---И. К. Айвазовскому (1930 г.)
---Воздушный "колодец" Зибольда
---Памятник Афанасию Никитину
---Соковнину Николай Михайлович
---Пушкину Александру Сергеевичу
---Довженко Александру Романовичу
---Башня Святого Константина
---Цитадель генуэзской крепости
---Мечеть Муфтий-Джами (1623 г.)
---Церковь Св. Сергия (14 век)
---Могила И. К. Айвазовского
---Церковь св. влкм. Екатерины
---Фонтан И. К. Айвазовского
---Маяк на мысе Святого Ильи
---Дача Стамболи (1909-1914 гг.)
---Памятник броненосцу "Потёмкин"
---Храм Ск. иконы Божией Матери
---Памятник И. А. Назукину
---Пионеру-партизану Вите Коробкову

 




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.