|
Соседи греков крымские скифыПервое письменное упоминание о скифах мы находим у известного нам Геродота. "Отец истории" описывал героическую, победоносную войну этого народа в 512 году до нашей эры против огромных полчищ персидского царя Дария I. Важную роль в победе над персами, которые желали поработить скифские земли, сыграли и скифы, жившие в Крыму. Скифы делились на несколько племен, населявшее же полуостров племя именовалось "царскими скифами". Геродот дает им следующую характеристику: "... самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными". Что касается происхождения этого народа, то ученые едины здесь лишь в одном: скифы являются выходцами из многочисленных ираноязычных степных кочевников Евразии. А вот относительно территории, откуда появился этот народ, есть две основные версии. Геродот и его сторонники считают, что скифы пришли из азиатского Востока. Их оппоненты полагают, что родиной этого грозного народа является Северное Причерноморье. В любом случае, уже в VII веке до нашей эры скифы жили Крыму. Скифами их называли греки, вавилоняне и ассирийцы именовали этот ишкуза, а вот сами себя они звали сколотами. Откройте библейскую книгу пророка Иеремии — там обнаружите характеристику этого народа. "Народ сильный, народ, языка которого ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его — как открытый гроб; все они — люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой; съедят сыновей и дочерей твоих... разрушат мечом укрепленные города твои...". Крымские скифы поддерживали разносторонние связи с жившими на полуострове греками, которые по заказу скифских вождей и знати изготавливали для них одежду, оружие, конскую сбрую, а для женщин — ожерелья, браслеты, диадемы, перстни, серьги и другие украшения. Не только в бою были страшны скифы. Даже встретив их в степи, мирно кочующими со своими семьями и всем своим хозяйством, случайные свидетели ужасались бы одного лишь вида этих варваров. Особенно поражали страшные военные трофеи скифов: скальпы своих врагов они подвешивали к узде лошадей и использовали в качестве полотенец, черепа поверженных противников превращались в чаши и крепили к поясам. Впечатляющими были также похороны скифских царей и проводившиеся через год после их смерти церемонии и поминальные трапезы. Когда археологи изучали один из царских курганов, то они подсчитали, что во время поминального пира было съедено 35 коней, 14 кабанов, 2 оленя, а число поминающих состояло не менее 1300 человек. Цари хоронились в самых нарядных своих одеждах, в гробницу помещалось парадное оружие, бытовая утварь. В тот мир с царями уходили их и телохранители. В Крыму царские курганы обнаружены на Керченском полуострове, например, курган Куль-Оба, а также около Евпатории — курган Чаян. При царе Атее Скифия достигает вершины своего могущества, объединив в IV веке до нашей эры племена и земли от Дуная до Дона. В бою с македонским царем Филиппом II, отцом Александра Великого, царь Атей погибает, а Скифия постепенно теряет свое величие. Вскоре скифы с переходят к оседлому образу жизни, покинув Причерноморские степи они поселившись в Крыму и на Нижнем Днепре. На полуострове их столицей становится поселение Неаполь, находящееся на окраине нынешнего Симферополя. -- Скифские цари и знать сближаются с греками, даже заключают династические браки с правителями Боспорского царства. Самой яркой фигурой в истории скифов позднего периода был царь Скилур, время правления которого выпало на вторую половину II века до нашей эры. В это время скифы покорили греческие поселения на западе Крыма, подчинили себе первую греческую колонию в Северном Причерноморье — город Ольвию, воевали с Херсонесом. И только помощь Митридата VI Евпатора, царя малоазиатского государства Понт, спасло Херсонес. Понтийская армия в нескольких сражениях разбила скифов, которыми командовал Палак — сын умершего к тому времени царя Скилура. После этих поражений скифы были вынуждены подчиниться понтийскому царю. Они даже воевали на его стороне против римлян. Неудачи Митридата в битвах с римлянами и его смерть в 63 году до нашей эры позволили скифам вновь обрести независимость. Что касается жизни скифов в первых веках нашей эры, то она восстанавливается и основном, по материалам археологических раскопок. Скифское городище этого периода было обнаружено близ Старого Крыма на Агармышской гряде. В 3-ем веке нашей эры Крым покоряют готы и другие германские племена, чуть позже аланы вытесняют скифов из предгорий, вскоре скифы, как этнос полностью прекращают существование. Этнос - исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией: термин этот близок понятию "народ" в этнографическом смысле этого слова. |
|
|