|
Разноплемённый и разноязычный Старый КрымДолгая история города содержит в своей памяти множество нардов проживавших на его территории. В настоящей главе рассказывается лишь о тех, пребывание которых на старокрымской земле подтверждается достоверными источниками. Многочисленные археологические науки, обнаруживающие четкую принадлежность к определенной культуре дают возможность восстановить национальный состав жителей, начиная с самых древних времен. Появившиеся с XIII века письменные источники современников, очевидцев хронологически точно подтверждают факт проживания или иного народа в городе, который ныне носит имя — Старый Крым. Важным информационным письменным источником стали самые разные эпиграфические памятники, наиболее ранние из которых относятся к концу XIII века. Эпиграфические памятники — древние и средневековые материальные памятники, имеющие на себе надписи. Характер надписей и предметов, на которых имеются, может быть посвятительным, надгробным, просто информационным, подарочным и так далее. Особенно ценные сведения дали надписи на надгробиях, позволившие больше узнать об этническом составе населения города, его занятиях, социальном положении. Большой вклад в изучение таких надписей внёс преподаватель Крымского педагогического института, татарский ученый-эпиграфист Осман Акчокраклы, который был членом археологической экспедиции 1925-1926 годов под руководством профессора И. Н. Бороздина. Осман Акчокраклы (1878-1938) — крымскотатарский писатель, ученый, педагог. Родился в семье крестьянина, унаследовав от отца прекрасную каллиграфию арабского письма. Преподавал каллиграфию на факультете восточных языков Петербургского университета. Обучался в Турции, Египте. Осман Акчокраклы перевел на родной язык произведения Крылова, Пушкина, Гоголя. -- Весной 1921 г. по его инициативе и непосредственном участии в Бахчисарае был открыт дом-музей И. Гаспринского. В 20-х годах он преподавал в Крымском педагогическом институте турецкий язык и восточную каллиграфию, крымскотатарский фольклор и этнографию. На этот же период приходится расцвет его научной деятельности в качестве археолога, историка, эпиграфиста, фольклориста. Осман Акчокраклы был одним из основоположников нового направления в востоковедении — крымскотатароведения. В 30-х годах подвергся травле в печати за "национализм". 7 апреля 1937 года арестован, 17 апреля 1938 года расстрелян. Сделанные О. Акчокраклы расшифровки надгробных надписей, выполненные на арабском и старо-татарском языке (чагатайское наречие), позволили нам узнать о бывшей родине погребенных здесь людей. Кроме местных жителей, жили переселенцы из Персии, Сирии, Месопотамии, Малой Азии, Армении, Северной Африки и т.д. Социальный состав и род занятий тоже нашли отражение в надписях: воины, придворные, бакалейщики, шейхи, даже астрономы. Переписи населения, проводимые в более поздние времена, позволяли выяснить и количественное соотношение разных этнических общин. Не включены в этот этнический обзор одинокие или малочисленные представители разных народов, живших, но не сумевших создать в городе своих общин, а также те, чье пребывание здесь ограничивалось непродолжительными разрушительно-разбойными набегами: гунны, армия Тимура. Возможно, будущие научные поиски помогут найти следы длительного пребывания в старокрымской долине и других народов, обитание которых на полуострове не вызывает сомнений: киммерийцев, готов, хазар, печенегов. Очерёдность очерков обусловлена хронологической последовательностью заселения и долговременного проживания на старокрымской земле различных племен, народов, этнических групп — начиная от тавров и завершая болгарами и немцами. Эта очередность находится в соответствии с этнической историей всего Крыма, которая достаточно объёмно изучена. Интересно узнать не только то, что оставили в Старом Крыму и на всем полуострове те или иные народы, но и истории их рождения и развития, причины их появления на крымской земле. |
|
|