Старый Крым на портале Киммерия


----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

История города Старый Крым


Удивительная живучесть города

Вызывает уважение удивительная живучесть жителей Солхата, сумевших многократно восстанавливать свой город на карте Крыма. Интересно очередное упоминание о Солхате, сделанное его современником. Посетивший город в 1578 году польский дипломат и путешественник Мартин Броневский так описывает там увиденное и услышанное: "Крем, или по-татарски Крым, город с крепостью, окруженный высокой и толстой стеной, совершенно отличается от других городов Средиземного Херсонеса (так называл его Птолемей) своей величиной и знаменитостью... видны еще храмы и святилища... не только в самом городе, но и вне города, украшенные халдейскими надписями, высеченными на больших камнях... Видно из развалин и обширности мест, что это был один Из знаменитейших и величайших городов своего времени». Далее Броневский сообщает, что монетный двор по-прежнему чеканит гиреевскую валюту, а «в одном из самых больших замков возле города живут ханские жёны». Вряд ли любимые жены хана, учитывая значительное расстояние от столичного Бахчисарая.

Очередное, собирающееся по крохам, упоминание о потерявшем свое былое величие городе, относится к 1585 году. Впервые в «Крымских делах» город Крым называется «Старым». Откуда появился этот эпитет, как его толковать? И почему это новое имя города впервые появилось в русских документах, ведь сами татары употребляли тогда его прежнее название? Толкового ответа на эти вопросы пока не получено.

Живший в Кафе с 1624 по 1634 годы доминиканский монах д'Асколи называет соседний город Крымом, говорит о том, что там появились новые «достопримечательности», которые периодически притягивают к старым развалинам массы людей. Д'Асколи сообщает: «Поблизости находится могила татарина, слывущего святым. Ханы или цари Татарии, желающие под старость отпустить себе бороду, — ранее они носят одни усы, — большим торжеством и с многочисленной свитой направляются к этой святыне и тут режут великое множество овец и быков в жертвоприношение, называемое Курбан, при чем молят Бога о ниспослании им здрава и долговечности... В окрестностях этого города произрастают душистые цветы и целебные травы. Ежегодно, от весны и до июля, бывает большой съезд со всех концов Татарии для пользования ваннами из горячей воды с цветами и травами, исцеляющими человека от многих недугов... Вблизи Крыма, в двух милях от города, на лесистой возвышенности, находится армянская церковь во имя Животворящего Креста или, как они говорят Сурп-Кач, привлекающая многочисленных богомольцев...».

--

Как много интересной и разнообразной информации донесло до нас это свидетельство наблюдательного и любознательного доминиканца город, откуда ислам начал распространяться по полуострову, да, пожалуй, и по западной части Золотой Орды, по-прежнему оставался одним из главных мусульманских духовных центров. Он стал центром поклонения и для почитателей иной веры — армяно-христианской. Наверняка какая-то особая энергетика присутствует в старокрымской местности, коль представители двух разных вер избрали этот регион для своих святынь.

Да и начало санаторно-оздоровительной деятельности было положено еще в те далекие годы. Но все эти люди, прибывшие в Солхат, — кто за духовным успокоением, кто за здоровьем, — были лишь временными посетителями города. Местного же населения было в те годы мало. Судя по надгробным надписям, значительную часть горожан составляли армяне. Вот надпись 1623 года: «гробница упокоения Николая и сестры его Сирма-Хатун». Можно предположить, что жители города жили небедно, коль в 1650 году, как сообщает голландский путешественник Николай Витсен, они были подвергнуты нападению и разорению со стороны казаков. Французский военный инженер-фортификатор, Боплан, примерно в это же время указывает, что в Солхате было «около сотни огнищ» — заселенных домов.

В разоренном и обезлюдевшем городе — будем по традиции называть Старый Крым той поры городом в знак признания его былых заслуг — жили и татары. Это подтверждает надпись на надгробии 17 века, опубликованная Г. Спасским, которая гласит: "Благороднейшая Салиха — султанша, дочь милостивейшего хана Девлет-Гирея (которого да возвеличит Бог своей милостью до конца дней), скончалась 1773 года (1673)... Надпись эту велела изобразить на мраморе жена Ак-мурзы Бея, да видят все, и да читают фатига (молитву) об успокоении души ее мужа". Далее Г. Спасский пишет: «Сказывают, что здесь был некогда и ханский загородный дом», чем подтверждает свидетельство Мартина Броневского о проживании в Солхате ханских жен.

Свой след в истории Старого Крыма и всего ханства периода 16-17 веков оставило и украинское казачество, в особенности вольное казачество Запорожской Сечи. Запорожская сечь — организация украинских казаков в 16-18 веках. Название происходит от месторасположения — за «порогами» Днепра — и от названия казацких укреплений — «засеки» или «сечь» — заборов из вырубленного и высеченного дерева. Территория запорожских казаков находилась от нынешнего Днепропетровска до острова Хортица в Запорожье.

Основателем Сечи считается украинский князь Дмитрий Вишневецкий, устроивший в 1552 году замок на острове Хортице и разместивший там казацкий гарнизон. В народных легендах и песнях князь Вишневецкий упоминается под именем казак Байда. До 1654 года Запорожская Сечь являлась казаческой «республикой», а ее верховным органом была сечевая рада. Возглавлялась сечевым атаманом. Делилась на курени. Вела борьбу с крымскими татарами и турками, польско-украинскими феодалами. Сыграла крупную роль в освободительной борьбе украинского народа в 16-17 веках. В 1709 году так называемая Старая Сечь была ликвидирована. В 1734 году правительство России создает так называемую Новую Сечь. Окончательно Запорожская Сечь ликвидирована указом царицы Екатерины II в 1775 году. Последним запорожским кошевым атаманом был Петр Калнишевский, заточенный после ликвидации Сечи в Соловецкий монастырь. Там, в одиночной келии-тюрьме, он провел 25 лет и умер в 1803 году на 112 году жизни.

назад::далее::содержание

на верх страницы::Старый Крым::на главную


Поиск по сайту


Старый Крым: коротко о главном
Старый Крым: схема туриста

Старый Крым - город-курорт

Природные условия и климат
Легенды Гриновской тропы
Горные и лесные массивы
Санаторий "Старый Крым"

Старый Крым - старинный город

История города Старый Крым
Двадцать две версии имени
Солхат :: Крым :: Левкополь

Старый Крым - город музеев

Музейный комплекс города
Литературно-художественный
Дом-музей А. С. Грина
Дом-музей К. Паустовского
Музей культуры и быта татар
Музей истории и краеведения
Музей школы-гимназии №1

Памятные места Старого Крыма

Мемориальный комплекс
Средневековая церковь
Мечеть султана Бейбарса
Мечеть Узбека и медресе
Мечеть Куршум-Джами
Развалины караван-сарая
Источник св. Пантелеймона
Старокрымское кладбище, в т.ч.
---могила Александра Грина
---могила Юлии Друниной

В окрестностях Старого Крыма

Монастырь Сурб-Хач, в т.ч.
---история создания обители
---об отцах-основателях
---монастырская трапезная
---духовность и просвещение
---закат славы монастыря
---восстановление обители
---современное состояние
---будущее монастыря

Монастырь Сурб-Степанос, в т.ч.
---возвращение имени
---в густой тени соседа

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.