----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Курортный посёлок Коктебель


Дом-музей М. А. Волошина
Осип Мандельштам в Коктебеле

назад::далее

Осип Мандельштам впервые появился в Коктебеле в самом конце июня 1915 года. В Доме поэта тогда отдыхали Алексей Толстой со своей второй женой Натальей Крандиевской, сёстры Цветаевы, София Парнок, но сам хозяин дома находился в Париже. Мандельштам довольно быстро вписался в круг друзей волошинского дома, чему способствовали как его известность после выхода в свет первого поэтического сборника "Камень", так и особое расположение к нему матери Волошина. Несмотря на свой сложный и неуживчивый характер, доставлявший немало хлопот окружающим и самому Мандельштаму, поэт не смог устоять перед очарованием Киммерии, свидетельством чему являются его поэтические произведения, созданные в Коктебеле. Стихи предельно кратки, насыщены историко-литературными ассоциациями, им присуща особая музыкальная выразительность. Всё это проявилось в одном из лучших произведений поэта коктебельской поры:

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочёл до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся,
Как журавлиный клин в чужие рубежи -

На головах царей божественная пена, -
Куда плывёте вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море чёрное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Волошин и Мандельштам познакомились через год. В черновике рукописи статьи "Голоса поэтов" Максимилиан Александрович Волошин высказал мнение, что Мандельштам, "быть может, наиболее музыкальный и богатый мелодическими оттенками из современных поэтов... Настоящее его цветение ещё впереди".

В 1920 году, когда в Феодосии стояли части Добровольческой армии, Мандельштам был арестован и посажен в тюрьму. Несмотря на произошедшую накануне между ними размолвку, Волошин немедленно откликнулся на его арест, написав письмо начальнику контрразведки: "Милостивый Государь! До слуха моего дошло, что на днях арестован подведомственными Вам чинами - поэт Иосиф Мандельштам.

Так как Вы, по должности Вами занимаемой, не обязаны знать русской поэзии и вовсе не слыхали имени поэта Мандельштама и его заслуг в области русской лирики, то считаю своим долгом предупредить Вас, что он занимает в русской поэзии очень крупное и славное место. Кроме того, он человек крайне панический и, в случае, если под влиянием перепуга, способен на всякие безумства. И, в конце концов, если что-нибудь с ним случится, - Вы перед русской читающей публикой будете ответственны за его судьбу... Мне говорили, что Мандельштам обвиняется в службе у большевиков. В этом отношении я могу Вас успокоить вполне: Мандельштам ни к какой службе вообще не способен, а также и к политическим убеждениям: этим он никогда в жизни не страдал". Письмо возымело действие - Мандельштама освободили.

--

Уже после смерти Волошина Мандельштам с женой Надеждой Яковлевной снова отдыхал в Коктебеле, в доме отдыха писателей. "В Коктебеле, - вспоминала Н. Мандельштам, - все собирали приморские камешки. Больше всего ценились сердолики. За обедом показывали друг другу находки, и я собирала то, что все. Мандельштам был молчаливый, ходил по берегу со мной и упорно подбирал какие-то особые камни, совсем не драгоценный сердолик и прочие сокровища коктебельского берега. "Брось, - говорила я, - зачем тебе такой?". Он не обращал на меня внимания... Вскоре мы раздобыли бумаги - хозяйка дома отдыха и заведующий магазином "закрытого типа" дали нам кучу серых бланков.

Бумаги у нас никогда не было и не будет, Мандельштам начал диктовать "Разговор о Данте". Когда дошло до слов о том, как он советовался с коктебельскими камушками, чтобы понять структуру "Комедии", Мандельштам упрекнул меня: "А ты выбрось... Теперь поняла, зачем они мне...". Летом 1935 года я привезла в Воронеж горсточку коктебельских камушков моего набора, а среди них несколько дикарей, поднятых Мандельштамом. Они сразу воскресили в памяти Крым, и в непрерывающейся тоске по морю впервые вырвалась крымская тема с явно коктебельскими чертами... Мандельштам остро чувствовал ландшафт и даже любил его, но, потрогав пальцами крымские камни, написал стихи, в которых впервые простился с любимым побережьем".

Исполню дымчатый обряд:
В опале предо мной лежат
Чужого лета земляники -
Двуискренние сердолики
И муравьиный брат - агат,
Но мне милей простоя солдат
Морской пучины - серый, дикий,
Которому никто не рад.

назад::далее

на верх страницы::Коктебель курорт::на главную


Поиск по сайту


 

Коктебель

Курортный посёлок Коктебель
Что значит слово "Коктебель"?
Имя: Коктебель или Планерское?
Чем интересен отдых в Коктебеле?
Пляжи Коктебеля и окрестностей
Коктебельские вина и коньяки

Природа Коктебеля
Чем интересен Кара-Даг?
Что видно на Кара-Даге?
Голубой залив

История Коктебеля
Коктебель на заре истории
На перекрёстке культур
Коктебель в конце 19-го века
Коктебель в начале 20-го века

Максимилиан Волошин

На стыке двух столетий
Обаяние эпохи "Серебряного века"
Певец Киммерии и Коктебеля

Поэт-первооткрыватель Киммерии
Киммерийские миражи

Дом Поэта - Дом творчества

Осколок "Серебряного века"
От Дома Поэта к Дому творчества
Мемориальная мастерская
Библиотека Макса Волошина

Алексей Николаевич Толстой
Николай Степанович Гумилёв
Е. Дмитриева
(Черубина де Габриак)
Марина Ивановна Цветаева
Осип Эмильевич Мандельштам
Всеволод Рождественский
Мария Степановна Волошина




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.