----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Курортный посёлок Коктебель


М. А. Кириенко-Волошин
Эпоха "Серебряного века"

начало::продолжение::окончание

Весной 1901 года он выехал за границу. Побывал во многих европейских странах и городах, в Париже в общей сложности прожил более шести лет, и он стал любимым городом поэта. В 1903 году, приехав ненадолго в Москву, Волошин познакомился с начинающей художницей и поэтессой Маргаритой Сабашниковой (1882-1973). Ничто не предвещало тогда их сближения. Но полгода спустя, весной 1904 года, в Париже их отношения друг к другу начнут изменяться. Они бродят по ночным улочкам старого города, посещают театры и музеи, гуляют в Версальском парке.

Их взаимоотношения не были однозначными и определёнными. Это было притяжение и отталкивание одновременно: слишком разными были устремления этих двух неординарных людей. "Мне бы хотелось, - мечтала Сабашникова, - чтобы пришёл гигант, взял бы меня на руки и унёс. Я бы только глядела в его глаза и только в них видела бы отражение мира... Я бы ему рассказывала сказки, а он бы для меня творил бы новые миры - так, шутя-играя. Неужели этот гигант никогда не придёт...". Подходил ли для такой роли Максимилиан Волошин? "Уже несколько дней, - записал Волошин в дневнике, - я не  видел М В. Я заходил к ней и не заставал. И мне хотелось не застать её. Любил ли я или нет? Когда же я лгал и где создалась ложь?". Несмотря на сложности в отношениях, Волошин и Сабашникова всё же решили пожениться. Венчание состоялось в Москве, в церкви святого Власия. Однако совместная жизнь не наладилась, и в 1907 году их брак фактически распался.

Смертельной горечью была мне та потеря
И в зрящем сумраке остался я один... -

так выразил поэт свою трагическую любовь, которую он пронёс через всю свою жизнь.

В 1905 году произошло событие, коренным образом повлиявшее не творческую и жизненную биографию Волошина и Сабашниковой. Они познакомились с выдающимся немецким философом, основателем антропософии - Рудольфом Штайнером (1861-1925). Впоследствии Волошин назовёт Штайнера тем, кому он "больше всего из людей обязан познанием самого себя", а Сабашникова всю свою дальнейшую жизнь посвятит изучению и пропаганде антропософии - духовной науки самопознания. Оба они стали членами Всеобщего антропософского общества.

--

В 1910 году в России был издан первый поэтический сборник Волошина - "Стихотворения: 1900-1910". В него вошли пять поэтических циклов, которые принесли молодому поэту славу одного из самых интересных и самобытных русских поэтов. Своё кредо раннего периода творчества сам он сформулировал следующим образом:

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.

В Париже Волошин много и интенсивно учился: "Художественной форме - у Франции, чувству красок - у Парижа, логике - у готических соборов, средневековой латыни - у Гастона Париса, строю мысли - у Бергсона, скептицизму - у Анатолия Франса, прозе - у Флобера, стиху - у Готье и Эредиа...". В столице Франции он познакомился с выдающимися деятелями культуры: Э. Верханом, М. Метерлинком, О. Мирбо, О. Роденом, Р. Жилем, О. Редоном, Ф. Фенеоном. До сих пор, по отзывам специалистов, волошинские переводы французских поэтов конца 19-го - начала 20-го считаются одними из лучших.

В 1914 году, буквально за день до начала Первой мировой войны, Волошин по приглашению Сабашниковой приехал в Швейцарию, в небольшой посёлок Дорнах, где собрались ученики Штайнера, друзья и единомышленники на строительство антропософного центра - Гетеанума.

В 1916 году Волошин окончательно вернулся из заграничных странствий в Россию. "Вернувшись весной 1917 года в Крым, - вспоминал поэт, - я уже более не покидаю его: ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую - и все волны гражданской войны и смены правительств проходят над моей головой". В годы гражданской войны он занял позицию "над схваткой". Воспитанный на лучших традициях западноевропейского гуманизма, поэт считал, что в годы террора и братоубийственного кровопролития нужно оставаться прежде всего Человеком и спасать людей вне зависимости от их политических убеждений.

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
"Кто не за нас - тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами".
 А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Его гуманистическая позиция была не просто декларацией - он спасал конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Благодаря прямому участию Волошина от верной гибели были спасены Н. Маркс, издавший в начале 20-го века три сборника "Легенд Крыма", поэт Осип Мандельштам, Сергей Эфрон и многие, многие другие.

В те дни мой дом - слепой и запустелый -
Хранил права убежища, как храм,
И растворялся только беглецам,
Скрывавшимся от петли и расстрела.
И красный вождь, и белый офицер -
Фанатики непримиримых вер -
Искали здесь, под кровлею поэта,
Убежища, защиты и совета.
Я ж сделал всё, чтоб братьям помешать
Себя губить, друг друга истреблять.

Здесь, среди сумятицы горячих лет революции и гражданской войны, трагедий первых лет советской власти Волошин сумел создать неповторимый стиль бытования и общения, сохранить атмосферу гостеприимства, высокой культуры и творчества. Современники называли его просто Дом Поэта. Этот дом - единственный, волею судьбы оставшийся целым от дачного посёлка Коктебель, выросшего в конце 19-го - начале 20-го века, и едва лине единственный в мире сохранивший тайну и обаяние эпохи "серебряного века" в атмосфере жизнетворчества своего хозяина. В нём, как в раковине, затаились десятки тысяч жемчужин - предметов, обладающих исторической памятью.

на верх страницы::Коктебель курорт::на главную


Поиск по сайту


 

Коктебель

Курортный посёлок Коктебель
Что значит слово "Коктебель"?
Имя: Коктебель или Планерское?
Чем интересен отдых в Коктебеле?
Пляжи Коктебеля и окрестностей
Коктебельские вина и коньяки

Природа Коктебеля
Чем интересен Кара-Даг?
Что видно на Кара-Даге?
Голубой залив

История Коктебеля
Коктебель на заре истории
На перекрёстке культур
Коктебель в конце 19-го века
Коктебель в начале 20-го века

Максимилиан Волошин

На стыке двух столетий
Обаяние эпохи "Серебряного века"
Певец Киммерии и Коктебеля

Поэт-первооткрыватель Киммерии
Киммерийские миражи

Дом Поэта - Дом творчества

Осколок "Серебряного века"
От Дома Поэта к Дому творчества
Мемориальная мастерская
Библиотека Макса Волошина

Алексей Николаевич Толстой
Николай Степанович Гумилёв
Е. Дмитриева
(Черубина де Габриак)
Марина Ивановна Цветаева
Осип Эмильевич Мандельштам
Всеволод Рождественский
Мария Степановна Волошина




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.